Во время школьных осенних каникул для учителей физики г. Братска в БрГУ был проведен семинар по теме «Преподавание физики и астрономии в свете ФГОС».
Цель семинара – просвещение, совместное разрешение проблем преподавания некоторых разделов физики. Несмотря на большую загруженность и недостаточное количество часов (в большинстве школ города в выпускных классах 2 урока в неделю), отведенных на изучение физики, учитель должен постоянно заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию. При подготовке к ЕГЭ и к олимпиадам своих лучших учеников педагогу необходимо знать свой предмет намного глубже и шире, чем это изложено в учебниках, рассчитанных на «среднего» ученика.
На семинаре были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:
1. Реальный газ; влажность (докл. Ким Д.Б., доцент кафедры физики ФГБОУ ВО "БрГУ")
Рассмотрены pV−диаграммы реального газа, условия перехода жидкости в пар, затем в газ; отличие пара, который может быть как сухим, так и мокрым от газа; что такое кипение и при каких условиях возникает этот процесс; также было дано понятие перегретой жидкости. В заключение этой темы Ким Дмитрий Борисович показал решение нескольких задач повышенного уровня сложности.
2. Постоянный электрический ток (докл. Ким Д.Б., доцент кафедры физики ФГБОУ ВО "БрГУ")
Были рассмотрены такие понятия как однородный и неоднородный участок электрической цепи; сторонние силы, их работа по перемещению заряда внутри источника тока; разность потенциалов, электродвижущая сила (ЭДС), электрическое напряжение. Актуальность рассмотрения таких понятий связана с тем, что не только ученики, но и преподаватели часто путают эти понятия, ошибочно считая, что разность потенциалов и напряжение одно и то же.
"Только в частном случае, например, когда ток протекает по однородному участку цепи (сторонние силы отсутствуют), электрическое напряжение и разность потенциалов на концах этого участка численно совпадают", − заканчивает свой доклад Ким Дмитрий Борисович.
3. Проблемы преподавания дисциплины «Астрономия» (докл. Анисимова С.В., учитель физики и информатики МБОУ «СОШ № 40»)
Только в начале ноября в г.Братск на департамент образования поступили учебники по астрономии: Б.А. Воронцов-Вельяминов и Е.К. Страут. Астрономия. 11 класс. Учебник.
Проблему преподавания астрономии в этом учебном году директора школ решили по-своему:
- начать преподавать астрономию со второго полугодия 2017/2018 учебного года;
- перенести астрономию на следующий 2018/2019 учебный год.
"Есть еще предложение, - говорит Анисимова Светлана Владимировна, − начать преподавать астрономию во втором полугодии 10-го класса, и закончить читать этот курс в первом полугодии 11-го класса, ввиду высокой загруженности 11-тиклассников из-за подготовки к ЕГЭ".
Центр развития образования г.Братска уже стал предлагать учителям физики пройти курсы повышения квалификации по астрономии дистанционно. Мы в свою очередь предложили с этим вопросом обратиться в Педагогический институт Иркутского государственного университета (Курсы повышения квалификации) и пригласить специалиста в наш город для чтения лекций и решения задач по астрономии. С одной из программ «Обучение астрономии в средней школе» можно ознакомиться здесь.
Почему так остро стоит вопрос о преподавании астрономии? Дело в том, что на сайте ФИПИ есть демоверсия по физике ЕГЭ-2018, в которую уже включили один вопрос по астрономии.
В конце семинара, который длился около трех часов, наши гости поблагодарили нас и предложили устраивать подобные встречи регулярно. Некоторые преподаватели вышли с инициативой привести своих учеников 9-х классов, решивших сдавать ОГЭ для выполнения лабораторных работ, в частности, в ближайшее время мы ожидаем учеников из школы №40 (преподаватель Анисимова С.В.) для выполнения лабораторного практикума по кинематике.
Зав. кафедрой физики, к.ф.-м.н. Махро Ирина Геннадьевна