Версия для слабовидящихEnglish version

Практико-ориентированный семинар по теме «Преподавание физики и астрономии в свете ФГОС»

Во время школьных осенних каникул для учителей физики г. Братска в БрГУ был проведен семинар по теме «Преподавание физики и астрономии в свете ФГОС».

Цель семинара – просвещение, совместное разрешение проблем преподавания некоторых разделов физики. Несмотря на большую загруженность и недостаточное количество часов (в большинстве школ города в выпускных классах 2 урока в неделю), отведенных на изучение физики, учитель должен постоянно заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию. При подготовке к ЕГЭ и к олимпиадам своих лучших учеников педагогу необходимо знать свой предмет намного глубже и шире, чем это изложено в учебниках, рассчитанных на «среднего» ученика.

Практико-ориентированный семинар по теме «Преподавание физики и астрономии в свете ФГОС»

На семинаре были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

1. Реальный газ; влажность (докл. Ким Д.Б., доцент кафедры физики ФГБОУ ВО "БрГУ")

Рассмотрены pV−диаграммы реального газа, условия перехода жидкости в пар, затем в газ; отличие пара, который может быть как сухим, так и мокрым от газа; что такое кипение и при каких условиях возникает этот процесс; также было дано понятие перегретой жидкости. В заключение этой темы Ким Дмитрий Борисович показал решение нескольких задач повышенного уровня сложности.

2. Постоянный электрический ток (докл. Ким Д.Б., доцент кафедры физики ФГБОУ ВО "БрГУ")

Практико-ориентированный семинар по теме «Преподавание физики и астрономии в свете ФГОС»

Были рассмотрены такие понятия как однородный и неоднородный участок электрической цепи; сторонние силы, их работа по перемещению заряда внутри источника тока; разность потенциалов, электродвижущая сила (ЭДС), электрическое напряжение. Актуальность рассмотрения таких понятий связана с тем, что не только ученики, но и преподаватели часто путают эти понятия, ошибочно считая, что разность потенциалов и напряжение одно и то же.

"Только в частном случае, например, когда ток протекает по однородному участку цепи (сторонние силы отсутствуют), электрическое напряжение и разность потенциалов на концах этого участка численно совпадают", − заканчивает свой доклад Ким Дмитрий Борисович.

3. Проблемы преподавания дисциплины «Астрономия» (докл. Анисимова С.В., учитель физики и информатики МБОУ «СОШ № 40»)

Только в начале ноября в г.Братск на департамент образования поступили учебники по астрономии: Б.А. Воронцов-Вельяминов и Е.К. Страут. Астрономия. 11 класс. Учебник.

Проблему преподавания астрономии в этом учебном году директора школ решили по-своему:

  • начать преподавать астрономию со второго полугодия 2017/2018 учебного года;
  • перенести астрономию на следующий 2018/2019 учебный год.

"Есть еще предложение, - говорит Анисимова Светлана Владимировна, − начать преподавать астрономию во втором полугодии 10-го класса, и закончить читать этот курс в первом полугодии 11-го класса, ввиду высокой загруженности 11-тиклассников из-за подготовки к ЕГЭ".

Практико-ориентированный семинар по теме «Преподавание физики и астрономии в свете ФГОС»

Центр развития образования г.Братска уже стал предлагать учителям физики пройти курсы повышения квалификации по астрономии дистанционно. Мы в свою очередь предложили с этим вопросом обратиться в Педагогический институт Иркутского государственного университета (Курсы повышения квалификации) и пригласить специалиста в наш город для чтения лекций и решения задач по астрономии. С одной из программ «Обучение астрономии в средней школе» можно ознакомиться здесь.

Почему так остро стоит вопрос о преподавании астрономии? Дело в том, что на сайте ФИПИ есть демоверсия по физике ЕГЭ-2018, в которую уже включили один вопрос по астрономии.

В конце семинара, который длился около трех часов, наши гости поблагодарили нас и предложили устраивать подобные встречи регулярно. Некоторые преподаватели вышли с инициативой привести своих учеников 9-х классов, решивших сдавать ОГЭ для выполнения лабораторных работ, в частности, в ближайшее время мы ожидаем учеников из школы №40 (преподаватель Анисимова С.В.) для выполнения лабораторного практикума по кинематике.

Зав. кафедрой физики, к.ф.-м.н.  Махро Ирина Геннадьевна