Версия для слабовидящихEnglish version

#

Тьютор по работе с инвалидами и лицами с ограниченными  возможностями здоровья - Фрейберг Светлана Алексеевна (кандидат технических наук, доцент)

Местонахождение: 665709, Российская Федерация, Иркутская область, г.Братск, ул.Погодаева 5, ФГБОУ ВО «БрГУ», ауд. 3315а

Телефон: 8 (3953) 344-000, доб. 707

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

Обучение в Братском  государственном университете инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как в общих группах, так и по индивидуальным программам.

В университете  ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства. 

В университете существует Центр психологической поддержки в котором для создания благоприятного психологического климата, формирования условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспеченности и защищенности абитуриентов и лиц с ОВЗ, поддержке и укреплении их психического здоровья работает психолог.

Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

В случае обращения абитуриента-инвалида в Братском государственном университете возможна организация довузовской подготовки с использованием дистанционных образовательных технологий.

В Братском государственном университете проводится  профориентационная работа, имеется опыт работы с детьми-инвалидами. Основными формами профориентационной работы являются дни открытых дверей, знакомство с университетом абитуриентов-инвалидов через официальный сайт в разделе «Абитуриенту»: интерактивная экскурсия по университету,  ссылки: «о Вузе» и «Справочник абитуриента»,  консультации для инвалидов и их родителей по вопросам приема и обучения, в том числе по технологии удаленного доступа (электронная форма),   участие в мероприятиях ФГБОУ ВО «БрГУ», организованных  для абитуриентов.

При поступлении в ФГБОУ ВО «БрГУ»  абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, ФГБОУ ВО «БрГУ»  создает специальные условия, включающие возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

На сайте вуза в разделе «Приемная комиссия»размещена информация об условиях поступления в вуз для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Доступность зданий образовательных организаций и безопасного в них нахождения.

На территории Братского государственного университета  обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, есть таблички информационно-навигационной поддержки, выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В университете продолжается работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с частичным нарущение слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

Приобретено и установлено оборудование:

Входные группы  в корпусах  (1-3):

  • пандусы для инвалидов колясочников;

obuchenie-lic-s-ovz-15

obuchenie-lic-s-ovz-14

  • кнопка-звонок на входных группах;

obuchenie-lic-s-ovz-13

  • турникеты с расширенной зоной;

obuchenie-lic-s-ovz-12

  • инвалидные кресла на вахтах корпусов.

obuchenie-lic-s-ovz-11

Сантехнические комнаты (специализированные туалеты (корпуса № 1 - № 3)): оборудование для безопасного самостоятельного доступа к средствам гигиены, установленное в специализированных туалетах: специализированные унитазы, поручни, противоскользящий коврик, раковина, зеркало, диспенсер жидкого мыла.

 Для учебного процесса приобретено  и установлено следующее оборудование в аудитории 3236:

obuchenie-lic-s-ovz-10

obuchenie-lic-s-ovz-9

  • терминал вывода данных (монитор) Philips233 V5QHABP;
  • системный блок для слабовидящих пользователей USN AMD A10- 7850K/A88XM-E/HX318C10FRK2/8;
  • портативная электронная лупаBigger B1-43 TV;
  • акустическая система звукового поля DynamicSoundField:Roger DidiMaster 5000 Loudspeaker;
  • проектор Acer P1510 DLP 3500Lm;
  • экран Lumien 280*202 см Master Picture 16:9 настено-потолочный рулонный. 

В общем случае в стандартной аудитории места за первыми столами в ряду у окна и в среднем ряду предлагаются студентам с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски.

По просьбе студентов, передвигающихся в кресле-коляске возможно составление расписания занятий таким образом, чтобы обеспечить минимум передвижений по университету – на одном этаже, в одном крыле и т.д. 

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей); приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов; определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение  звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Для данной категории студентов, при необходимости, может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий: в университете (в академической группе и индивидуально) и на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Срок обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистров – на полгода).

В случае необходимости, при обращении лица с ОВЗ в деканат, ему может быть оказано содействие в определении мест прохождения учебных и производственных практик с учетом ограничений возможности здоровья. При определении учебной и производственной практик учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные  в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

В университете имеется система дистанционного обучения (СДО iLogos - БрГУ), обеспечивающая доступ к учебным материалам через internet. Посредством СДО студент имеет возможность самостоятельно изучать размещенные на сайте университета курсы учебных дисциплин, (лекции, примеры решения задач, задания для практических, контрольных и курсовых работ, образцы выполнения заданий, учебно-методические пособия). Кроме того студент может связаться с преподавателем, чтобы задать вопрос по изучаемой дисциплине или получить консультацию по выполнению того или иного задания.

 

Комплексное сопровождение образовательного процесса и условия для здоровьесбережения

Комплексное сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. В Братском государственном университете осуществляется организационно-педагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение образовательного процесса.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает контроль посещаемости занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущей и промежуточной аттестации, помощь в ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель − лицо с ОВЗ. Все эти вопросы решаются совместно с кураторами учебных групп, заместителями деканов по воспитательной и учебной работе.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличии от остальных студентов, имеют свои специфические особенности  восприятия, переработки материала. В университете  проводится подбор и разработка учебных материалов   в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность работы с  удаленными  ресурсами электронно-библиотечных систем (ЭБС) « Издательство «Лань», «Университетская библиотека online» из любой точки, подключенной к сети Internet, в т.ч. и из дома. Также, не выходя из дома, можно воспользоваться виртуальной справочной службой библиотеки «Вопрос библиотекарю», наWeb-сайте библиотеки.

Вэлектронной библиотеке БрГУпредусмотрена возможность масштабирования текста и изображений без потери качества.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния лиц с ОВЗ, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Братский государственный университет располагает студенческим санаторием-профилакторием, предоставляющим бесплатную медицинскую помощь, в котором студенты без отрыва от учебного процесса имеют возможность поправить свое здоровье.

Медицинскими работниками санатория-профилактория и здравпункта   проводятся мероприятия социального и медицинского характера для лиц с ОВЗ в соответствии с утвержденным планом:

1. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния лиц с ОВЗ, сохранения здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Братский государственный университет располагает студенческим санаторием-профилакторием, клинико-диагностической лабораторией, предоставляющей бесплатную медицинскую помощь и обследование. В санатории-профилактории студенты без отрыва от учебного процесса имеют возможность поправить свое здоровье.

obuchenie-lic-s-ovz-8

obuchenie-lic-s-ovz-7

obuchenie-lic-s-ovz-6

obuchenie-lic-s-ovz-5

 

2.В санатории-профилактории осуществляется профилактика и лечение по нескольким направлениям: акушерству и гинекологии, медицинскому массажу, психотерапии, рефлексотерапии, физиотерапии, терапии, стоматологии терапевтической.

obuchenie-lic-s-ovz-4

obuchenie-lic-s-ovz-3

obuchenie-lic-s-ovz-2

obuchenie-lic-s-ovz-1

 

3. Повышение информированности лиц с ОВЗ:

а) проведение общеуниверситетских акций, семинаров, круглых столов, конференций по вопросам охраны и укрепления здоровья;

б) разработка и раздача памяток и буклетов по вопросам профилактики различных заболеваний (грипп, вирусный гепатит, туберкулез, клещевой энцефалит);

в) публикация статей в газету «Братский Университет» по теме здоровьесбережения;

г) проведение и организация бесед, семинаров, диспутов в общежитиях университета.

4. Организация лечебно-профилактической работы:

а) лечебно-профилактические курсы на базе санатория-профилактория в течение всего года;

б) дни здоровья с консультацией терапевта, дерматовенеролога, гинеколога, стоматолога;

в) оздоровление лиц с ОВЗ I курса в период адаптации к обучению в ВУЗе;

г) организация оздоровительного отдыха в выходные дни на базе санаториев города;

д) оздоровление в летний период (местные санатории, курорты черноморского побережья, санаторий-профилакторий ФГБОУ ВО «БрГУ»);

5. Организация психотерапевтической помощи:

5.1 консультация психотерапевта и психодиагностики лиц с ОВЗ

5.2 организация тренингов с лицами с ОВЗ по следующим направлениям:

- эффективная межличностная коммуникабельность студентов;

- обучение навыкам самоконтроля;

- развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды;

- обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях;

- формирование лидерского потенциала;

- повышение самооценки личности лиц с ОВЗ;

- групповая психотерапия лиц с ОВЗ.

6.Организация психологической помощи:

а) консультация лиц с ОВЗ с психологическими проблемами;

б) организация семинаров и бесед по алкогольной и наркотической зависимости.

7. Иммунопрофилактика – вакцинация против гриппа, краснухи и вирусного гепатита.

8. Ежегодная организация прохождения флюорографического обследования.

9. Проведение инструктажа по технике безопасности профилактики травматизма и предупреждению несчастных случаев.

Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты - это содействие занятости и трудоустройству лиц с ОВЗ и выпускников университета, повышение их социальной адаптации на региональном рынке труда. В университете  существует региональный центр содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников (РЦСТ) и их закреплению на рабочих местах. Основными направлениями деятельности центра являются постоянное взаимодействие с работодателями на региональном рынке труда и активные формы и методы работы с обучающимися (презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.).

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Братском  государственном университете установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Для студентов с ограничениями движения проводятся занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. Студенты с нарушениями слуха и зрения могут выбрать подвижные занятия адаптивной физкультурой на открытом воздухе или в спортивных залах, а также занятия на специальных тренажерах общеукрепляющей направленности. Все занятия проводят  профессиональные специалисты.

В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества.

Одним из социально значимых направлений волонтерского движения обучающихся БрГУ является помощь в социализации и адаптации лиц с ОВЗ. Работу волонтеров можно рассматривать как форму социального сопровождения инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях толерантной социокультурной среды вуза.

Координация воспитательной работы БрГУ осуществляется отделом внеучебной работы со студентами учебно-методического управления. Отдел тесно взаимодействует с профкомом студентов, спортивным клубом, санаторием-профилакторием, деканами и заместителями (помощниками) деканов по внеучебной работе, кураторами академических групп, старшим куратором университета, старшими кураторами факультетов.

 
rumc