Разработка, корректировка и утверждение нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности университетского комплекса
сентябрь-
декабрь
Проректор по научной и международной деятельности
Рабочая группа по профилактике экстремизма и терроризма
Директор БПК ФГБО ВО «БрГУ»
2.
Контроль за обеспечением работоспособности систем комплексной безопасности: систем видеонаблюдения, СКУД, охранно-пожарной сигнализации, КТС.
Принятие оперативных мер по устранению выявленных недостатков
ежеквартально
Проректор по научной и международной деятельности
Специалист по комплексной безопасности
Коменданты (заведующие) объектов
Директор БПК ФГБО ВО «БрГУ»
3.
Участие (по согласованию) в заседаниях антитеррористической комиссии, КЧС и ОПБ г. Братска
по плану АТК, КЧС и ОПБ
г. Братска
Проректор по научной и международной деятельности
Специалист по комплексной безопасности
4.
Разработка, с учётом особенностей каждого объекта, инструкций о действиях работников структурных подразделений, обучающихся, посетителей при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при угрозе совершения террористического акта (в том числе по действиям при обнаружении взрывчатых веществ, при проникновении на территорию объекта лиц с целью совершения террористического акта).
до 01.11.2025 г.
Специалист по комплексной безопасности
Специалист по ОТ
5.
Обследования территории объектов университетского комплекса на предмет обнаружения подозрительных (возможно взрывоопасных) предметов.
в течение дня
Коменданты (заведующие) объектов
Специалист по комплексной безопасности
Работники охранного агентства на основании заключенных договоров
6.
Проверки состояния эвакуационных выходов и путей эвакуации (исправность дверей, дверных замков, работоспособность путей эвакуации.
постоянно
Специалист по комплексной безопасности
Коменданты (заведующие) объектов
7.
Обеспечение сохранности ключей от входных дверей, запасных выходов и аудиторий. Выдача ключей в установленном порядке.
постоянно
Коменданты (заведующие) объектов
8.
Наблюдение за автотранспортом, припаркованным на территории, прилегающей к объектам университета
постоянно
Работники охранного агентства на основании заключенных договоров
9.
Проверка ведения журналов регистрации прохода посторонних лиц на объекты университетского комплекса
в течение года
Специалист по комплексной безопасности
10.
Актуализация Паспорта безопасности объектов при наличии оснований, предусмотренных п.53 требований постановления № 1421 от 07.11.2019 г.
в течение года
Специалист по комплексной безопасности
11.
Обследование объектов на территории университетского комплекса на предмет состояния антитеррористической защищённости
в течение года
Специалист по комплексной безопасности
12.
Организация взаимодействия с отделом ФСБ, правоохранительными органами, МКУ «Центр ГОЧС» г. Братска, территориальными подразделениями МЧС России по вопросам предупреждения и противодействия терроризму, своевременному информированию и предотвращению чрезвычайных ситуаций
в течение года
Специалист по комплексной безопасности
13.
Контроль сохранности и бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения объектов и территории университета.
постоянно
Начальник отдела общего обеспечения
14.
Организация и проведение инструктажей, практических занятий и тренировок с работниками структурных подразделений, по действиям при обнаружении на объектах посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения или совершении террористического акта.
1 раз в полгода
Специалист по комплексной безопасности
Руководители структурных подразделений
15.
Размещение на официальном сайте ФГБОУ ВО «БрГУ» материалов по противодействию терроризму и экстремизму
в течении года
Специалист по информационным ресурсам
16.
Обучение работников в соответствии с разделом «Меры по противодействию терроризму», размещённому на официальном сайте ФГБОУ ВО «БрГУ»
ежеквартально
Руководители структурных подразделений
17.
Организация проведения тренировки по эвакуации обучающихся и работников университета
май-сентябрь
Специалист по комплексной безопасности
Специалист по ОТ
18.
Мероприятия по профилактике терроризма, экстремизма и коррупции
в течении года
Проректор по научной и международной деятельности
Проректор по стратегическому развитию
Деканы
19.
Цикл бесед с лицами, прибывающими в РФ из стран повышенной террористической направленности
в течении года
Доцент базовой кафедры ИПиП В.А. Кудашкин
Старший преподаватель базовой кафедры МиТ А.В. Камнев
20.
Ознакомительная работа с иностранными обучающимися в отношении уголовного, миграционного и административного законодательства РФ
в течении года
Доцент базовой кафедры ИПиП В.А. Кудашкин
Старший преподаватель базовой кафедры МиТ А.В. Камнев
21.
Тьютерское сопровождение социальных сетей (vk.com) иностранных обучающихся в РФ (в случаи наличия)
в течении года
Доцент базовой кафедры ИПиП В.А. Кудашкин
Старший преподаватель базовой кафедры МиТ А.В. Камнев
22.
Работа по социальной адаптации иностранных обучающихся без гражданства РФ
в течении года
Проректор по научной и международной деятельности
Доцент базовой кафедры ИПиП В.А. Кудашкин
Старший преподаватель базовой кафедры МиТ А.В. Камнев
23.
Мероприятия по профилактике терроризма, экстремизма и коррупции
Терроризм – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.
Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически-правовых дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма.
Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П. Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.
Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор – политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями – то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества – в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.
Слова «терроризм», «террорист», «теракт» представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism). По своему исходному смыслу, все они связаны с террором, как политикой устрашения. Но здесь решающее значение приобретают различия. Прежде всего, субъектом террористической деятельности, то есть террористом, как правило, является не государство, а организации, ставящие перед собой политические цели – приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д.
Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.
Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия – силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии, как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.
Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.
Террористический акт:
Демонстрирует обществу бессилие власти. В той точке времени и пространства, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть.
Создает прецеденты активного неповиновения и силового противостояния власти. Идеологи терроризма называют это «пропагандой действием». Теракт содержит в себе призыв к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному противостоянию власти.
Как правило, активизирует любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе и дистанцирующиеся от тактики терроризма. Теракт трактуется как бесспорный признак острого кризиса в обществе. Все это подталкивает общество, а за ним и власть, к уступкам политическим силам, использующим тактику терроризма.
Ударяет по экономике, снижает инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает поток международных туристов и т.д.
Подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления. Часто такая эволюция соответствует целям террористов.
Терроризм представляет собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы / полученный результат) способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».
Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).
Формы и методы терроризма.
Анализируя методы террористической деятельности, исследователи выделяют:
Взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.
Индивидуальный террор или политические убийства – чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоприменяющих органов и т.д.
Политические похищения. Как правило, похищают крупных государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения – политический шантаж (требования выполнения определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.)
Захват учреждений, зданий, банков, посольств и т.д., сопровождающийся захватом заложников. Чаще всего за этим следуют переговоры с представителями властей, но история знает и примеры уничтожения заложников. Обладание заложниками позволяет террористам вести переговоры «с позиции силы». Сегодня это одна из наиболее распространенных форм терроризма.
Захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников. Эта форма террористической деятельности получила широкое распространение в 1980-х.
Ограбление банков, ювелирных магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа. Грабежи – вспомогательная форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами.
Несмертельные ранения, избиения, издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно являются формой так называемой «пропаганды действием».
Биологический терроризм. Например, рассылка писем со спорами сибирской язвы.
Использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов.
Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас уже говорят о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов, повреждение которых чревато экологическими катастрофами, могут стать объектом атаки террористов.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Противодействие терроризму
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Правовая основа противодействия терроризму
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон по противодействию терроризму и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
законность;
приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
приоритет мер предупреждения терроризма;
единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
недопустимость политических уступок террористам;
минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Уровни террористической опасности
В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта могут устанавливаться уровни террористической опасности.
Уровень террористической опасности устанавливается решением председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, которое подлежит незамедлительному обнародованию в средствах массовой информации.
Повышенный «СИНИЙ» уровень устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта. При установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:
1. При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, общественном транспорте обращать внимание на:
- внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой-то посторонний предмет);
- странности в поведении окружающих (проявление нервозности, напряженного состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов);
- брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические провода, электрические приборы и т.п.).
2. Обо всех подозрительных ситуациях незамедлительно сообщать сотрудникам правоохранительных органов.
4. Относиться с пониманием и терпением к повышенному вниманию правоохранительных органов.
5. Не принимать от незнакомых людей свертки, коробки, сумки, рюкзаки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хранение, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных предметов не приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать.
6. Разъяснить в семье пожилым людям и детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для их жизни.
7. Быть в курсе происходящих событий (следить за новостями по телевидению, радио, сети «Интернет»). Председателем ATK в субъекте РФ по должности является высшее должностное лицо субъекта РФ.
Высокий «ЖЕЛТЫЙ» уровень устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта. Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:
1. Воздержаться, по возможности, от посещения мест массового пребывания людей.
2. При нахождении на улице (в общественном транспорте) иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Предоставлять их для проверки по первому требованию сотрудников правоохранительных органов.
3. При нахождении в общественных зданиях (торговых центрах, вокзалах, аэропортах и т.п.) обращать внимание на расположение запасных выходов и указателей путей эвакуации при пожаре.
4. Обращать внимание на появление незнакомых людей и автомобилей на прилегающих к жилым домам территориях.
5. Воздержаться от передвижения с крупногабаритными сумками, рюкзаками, чемоданами.
6. Обсудить в семье план действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации:
- определить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;
- удостовериться, что у всех членов семьи есть номера телефонов других членов семьи, родственников и экстренных служб.
Критический «КРАСНЫЙ» уровень устанавливается при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта. Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» и «желтого» уровней террористической опасности, рекомендуется:
1. Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, подъезды, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку ящиков и мешков.
2. Отказаться от посещения мест массового пребывания людей, отложить поездки по территории, на которой установлен уровень террористической опасности, ограничить время пребывания детей на улице.
3. Подготовиться к возможной эвакуации:
- подготовить набор предметов первой необходимости, деньги и документы;
- подготовить запас медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи;
- заготовить трехдневный запас воды и предметов питания для членов семьи.
4. Оказавшись вблизи или в месте проведения террористического акта, следует как можно скорее покинуть его без паники, избегать проявлений любопытства, при выходе из эпицентра постараться помочь пострадавшим покинуть опасную зону, не подбирать предметы и вещи, не проводить видео и фотосъемку.
5. Держать постоянно включенными телевизор, радиоприемник или радиоточку.
6. Не допускать распространения непроверенной информации о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.
Внимание! В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки. Объясните это вашим детям, родным и знакомым. Не будьте равнодушными, ваши своевременные действия могут помочь предотвратить террористический акт и сохранить жизни окружающих.
Полезные ссылки
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) запускает мобильное приложение «РКН», предназначенное для ускоренной подачи жалоб на распространение запрещённой в России информации.
С помощью мобильного приложения граждане и организации смогут подавать в Единый реестр информации жалобы на обнаруженные в Интернете детскую порнографию, суицидальный и пронаркотический контент, незаконные азартные онлайн-игры, нелегальную продажу лекарств и алкоголя, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия.
Доступ к приложению осуществляется через портал «Госуслуги».
Доступный функционал приложения:
подача жалоб;
контроль их рассмотрения;
архив ранее поданных жалоб;
проверка ограничения доступа к выбранным интернет-ресурсам;
оповещение владельцев сайтов и провайдеров хостинга о внесении сайта в Единый реестр информации;
каталог нормативно-справочной информации;
новостная лента;
форма обратной связи с Роскомнадзором.
Приложение доступно по ссылкам:
Предлагаем вашему вниманию сборник сценариев профилактических мероприятий в сфере противодействия идеологии терроризма, который разработан для специалистов по профилактической и воспитательной работе в образовательных организациях высшего образования.
Профилактические мероприятия ориентированы на обучающуюся молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Сборник содержит 10 сценариев, каждый из которых сопровожден дополнительными материалами, необходимыми для проведения мероприятия.
Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ). По информации Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России, в рамках организации деятельности по противодействию идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде, портал «Наука и образование против террора», созданный на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», определен базовым тематическим интернет-ресурсом, систематизирующим материалы по противодействию идеологии терроризма. Портал востребован заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и антитеррористическими комиссиями в субъектах РФ. На страницах его «Библиотеки» регулярно размещаются информационные материалы, в том числе, разрабатываемые по заказу Национального антитеррористического комитета.
Информационно-аналитический портал «AntiterrorToday». Цель проекта - систематизировать и предоставить комплексное видение проблем терроризма и экстремизма для специалистов различного уровня и направлений деятельности.
Сайт «Бастион» - журналисты и блогеры против террора «Бастион» — это курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.
«Вымпел-В» - сайт общественной организации, созданной и действующей в соответствии с законодательством Российской Федерации, ветеранами антитеррористического спецподразделения Управления «В» Центра Специального Назначения Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации.
«Азбука безопасности» - проект для детей и взрослых. Цель сайта «Азбука безопасности» — формировать у людей безопасную модель поведения как стиль жизни.
scienceport.ru - портал создан с целью продвижения доступной для понимания пользователей информации о позиции научного сообщества по проблематике антитеррористической деятельности, ее социально-экономических аспектах, эффективности действий всех ветвей российской власти на данном направлении.