Версия для слабовидящихEnglish version

kaffiz-1

31 октября 2016 года наш университет посетили ученики выпускного класса школы №26 во главе со своими учителями физики Морковцевым Николаем Петровичем и Чайка Натальей Анатольевной. Экскурсия началась с посещения «Энергокласса» - новой учебной лаборатории кафедры физики. Для школьников был организован интерактивный урок с элементами демонстрации некоторых физических явлений из раздела школьного курса физики «Электродинамика». Данный раздел школьники изучили в течение первой четверти, и было решено продемонстрировать некоторые наиболее сложные для понимания электромагнитные явления, а также проверить остаточные знания.

kaffiz-18

Под руководством Заведующего кафедрой физики Махро Ирины Геннадьевны с привлечением наиболее активных учеников была выполнена лабораторная работа по определению силы Ампера, действующей на медный стержень с током. Стержень был подвешен в горизонтальном положении на паре вертикальных проводов (подобно качелям) и помещен в магнитное поле между двумя постоянными магнитами. При включении тока «качели» отклонялись от вертикального положения, и силу Ампера можно было рассчитать по углу отклонения.

kaffiz-9

Пока одни ученики выполняли лабораторную работу и производили вычисления, остальным задавались вопросы: «Что является источниками магнитного поля?», «По какому правилу и как определяют направление силы Ампера, действующей на проводник с током?», «Что называется явлением электромагнитной индукции?», «Сформулируйте закон электромагнитной индукции, правило Ленца» и «Почему английского физика Майкла Фарадея называют «отцом» радиотехники?».

Школьники не смогли внятно ответить на вопросы, которые касались явления электромагнитной индукции. Это явление было продемонстрировано с помощью трубки свободного падения с индукционными катушками, соединенных последовательно друг с другом. При падении в трубке стержневого магнита, в каждой из катушек по очереди наводилось напряжение, т.е. возникал кратковременный электрический ток, названный Фарадеем индукционным. Поскольку скорость магнита увеличивалась при свободном падении, амплитуды пиков напряжения со временем возрастали.

kaffiz-19

Школьникам было предложено поучаствовать в роли экспериментатора, проверить на опыте в чем суть явления электромагнитной индукции. Используя прибор 3BNETlogв качестве интерфейса, связывающего катушки с компьютером,  на котором установлена программа 3BNETlab, импульсы наведенного напряжения можно было непосредственно наблюдать на экране монитора. Школьники по очереди подходили к установке с трубкой свободного падения, опускали магнит и наблюдали на большом экране интерактивного дисплея TeachTach 82 появление импульсов наведенного напряжения.

В конце урока были сделаны соответствующие выводы: электрические и магнитные явления взаимосвязаны, в природе существует единое электромагнитное поле, которое распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн со скоростью света, в быту основные источники электромагнитного излучения – электрические приборы, один из которых мы постоянно носим с собой – это мобильный телефон.

После завершения урока физики в «Энергоклассе» школьники продолжили экскурсию, посетив инновационные лаборатории факультета энергетики и автоматики.

kaffiz-2

kaffiz-3

kaffiz-5

kaffiz-15

kaffiz-13

kaffiz-14

kaffiz-12

kaffiz-16

kaffiz-17

 

Заведующий кафедрой физики

Махро Ирина Геннадьевна