Версия для слабовидящихEnglish version

altay-4

С 21 по 25 сентября  на базе Алтайского государственного университета состоялся III Международный образовательный форум "Алтай - Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики". Форум проводился при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодёжи, Университета Шанхайской организации сотрудничества, Евразийской ассоциации университетов, Сетевого университета БРИКС, Ассоциации классических университетов России, Ассоциации азиатских университетов, Российского союза студенческих организаций.

В его работе приняли участие представители 13 зарубежных стран (Казахстан, Армения, Таджикистан, Китай, Монголия, Узбекистан, Кыргызстан, Пакистан, Австрия, Индия, Лаос, Япония, Великобритания), 26 субъектов РФ, около 40 университетов и институтов России, в том числе студенты и преподаватель Братского государственного университета - заместитель проректора по учебной работе, доцент кафедры ВиПЛР, к.т.н., Галина Павловна Плотникова, студентки ИСФ (гр. ЭУН-14) Ирина Василишина и Анастасия Шкулёва.

altay-2

В качестве спикеров на форуме работали ведущие эксперты вузов Российской Федерации, стран Азии и Европы: ректор Алтайского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай, д-р юрид. наук, профессор  С.В. Землюков (г. Барнаул); директор Института развития образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", канд. пед. наук, профессор И.В. Абанкина (г. Москва);  заместитель начальника Главного управления образования и науки Алтайского края М.В. Дюбенкова (г. Барнаул); председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа,  д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Н.В. Пустовой (г. Новосибирск); главный федеральный инспектор в Алтайском крае М.В. Чугуев (г.Барнаул); исполнительный директор Ассоциации классических университетов России,  канд. физ.-матем. наук, доцент Е.В. Караваева (г. Москва); член рабочих групп при Министерстве образования и науки РФ, эксперт Ассоциации классических университетов России, проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, доцент, канд. техн. наук Е.А. Зима (г. Новосибирск); главный редактор журнала "Аккредитация в образовании", д-р пед. наук, профессор Г.Н. Мотова (г. Йошкар-Ола); научный сотрудник Института научной теории Международного исследовательского центра  г. Зальцбурга, д-р философии Е.Б. Каменская (г. Зальцбург, Австрия);  научный сотрудник университета им. Джавахарлала Неру Кумар Гупта (г.Нью-Дели, Индия); председатель Всероссийского студенческого союза О. Цапко;  председатель Молодежного парламента при Государственной Думе Российской Федерации Н. Кувшинова и другие.

altay-5

Основными вопросами для обсуждения стали: глобальная конкуренция и стратегия развития вузов в Евразийском образовательном пространстве: новые вызовы и оптимальные решения; процессы интеграции и объединения вузов: российский и зарубежный опыт; международные стандарты и современные подходы к гарантии качества образования в Евразийском сотрудничестве; практическая ориентация образовательной деятельности и современного университета: новые парадигмы и взгляд в будущее; инновационный образовательный менеджмент: российский и азиатский контекст.

Участникам форума были презентованы доклады экспертов по различным темам. Так, первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета Евгений Аничкин представил участникам форума доклад по теме: "Модернизация высшего образования в центрально-азиатских странах: тенденции, проблемы и решения". Научный сотрудник Института научной теории Международного исследовательского центра австрийского Зальцбурга Елена Каменская говорила о создании эффективной системы качества в вузе: стратегических вопросах.

altay-3

Новая парадигма высшего образования предполагает наличие результатов обучения (learning outcomes); констатации того, что обучающийся знает, понимает и способен делать после завершения обучения (материал из Европейской рамки квалификаций для обучения в течение всей жизни, Европейский парламент, 2008); принципа обучения в течение жизни; признание результатов формального, неформального и спонтанного обучения (formal, non-formalandinformallearning). Таким образом, присвоение квалификаций не зависит от того, где, как и как долго приобретались профессиональные знания, умения и навыки, а квалификация присваивается, если соискатель может продемонстрировать результаты обучения. Произошло радикальное изменение подхода к выстраиванию системы обучения. При традиционном подходе в центре внимания находилась передача знаний:

- квалификация определялась преимущественно длительностью обучения; типом образовательного учреждения и т.д.;

- знания ограничивались рамками профессиональных дисциплин;

-  в процессе обучения главная роль отводилась преподавателю.

В результат-ориентированной модели:

- в центре внимания - обучение;

- ориентация на результаты обучения (формального, неформального и спонтанного) - длительность обучения и т.д. не имеет принципиального значения;

- формирование универсальных компетенций;

- в процессе обучения главная роль отводится студенту;

- заинтересованные стороны: преподаватели, студенты, работодатели и т.д.;

- формируется способность учиться всю жизнь.

altay-1

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина презентовала сравнительный анализ финансирования университетов в странах Европы, Азии и России. Увы, Россия занимает самое низкое значение показателя по приросту высшего образования (третичного образования).

Исполнительный директор Ассоциации классических университетов России Евгения Караваева презентовала доклад на тему: "Формирующаяся Национальная система квалификаций России: новые возможности или новые барьеры для гармонизации российского образования с глобальными образовательными системами". Национальная система квалификации (НСК) служит удовлетворением потребности личности в карьере, повышению образования в течение всей жизни. Сравнивая зарождающуюся Национальную систему квалификации в России и действующую Национальную модель профессиональной занятости США, нельзя не отметить, что в основе  Национальной модели профессиональной занятости США лежит базовая пирамида компетенций работников, которая была разработана отделом занятости и профессиональной подготовки министерства труда (DepartmentofLabor) США в сотрудничестве с представителями ключевых отраслей промышленности (опубликована в 2008 году). На основе базовой модели каждая  наукоемкая и высокотехнологичная отрасль промышленности, а также отрасль, обладающая ключевым влиянием на экономику страны сегодня и (или) завтра создает отраслевую пирамиду компетенций (отраслевую рамку компетенций и квалификаций), предназначенную для описания согласованных требований работодателей отрасли, сертификации  полученных в процессе основного или дополнительного образования компетенций работников,  разработки образовательных программ и модулей.

altay-6

Главный редактор журнала "Аккредитация в образовании" Галина Мотова представила вниманию участников форума доклад "Международные стандарты и современные подходы к оценке качества образования". На мировом образовательном пространстве на сегодняшний день созданы и работают международные сети агентств гарантии качества. Это: Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE) (172, 86 стран); Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA) (48, 27 стран); Азиатскоихоокеанская сеть гарантии качества (APQN) (174, 39 стран). Среди них действуют новые подходы к оценке качества образования: оцениваются результаты обучения студентов и выпускников; формируются национальные рейтинги. В России существуют также независимые системы интернет-тестирования, измеряющие  студенческие достижения (SLO). Это федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО);  открытые международные интернет-олимпиады (OIIO);  федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Оценка образовательных программ на основе экспертной и статистической информации происходит в рамках реализации проекта "Лучшие образовательные программы инновационной России". Эти и другие вопросы вызвали живой интерес участников форума.

Одновременно с "Алтай-Азия 2016"  проходили Азиатский студенческий форум "Ассоциация азиатских университетов" и Международный форум молодых лидеров стран Азии "Алтай-Азия 2016". Экспертный семинар "Анализ образовательных программ и модулей, разработанных в рамках по реализации мероприятия 5.22 ФЦП "Фарма-2020"

Содержательная программа форума "Ассоциация Азиатских университетов" включала в себя обсуждение вопросов межкультурного диалога и международного сотрудничества молодёжи в Азиатском регионе, развития интеграционных процессов в образовательном, научном, культурном пространстве, участия обучающихся в оценке и повышении качества образования, инициативы по созданию Молодёжного совета Ассоциации азиатских университетов, перспектив реализации сетевых молодёжных проектов Ассоциации.

Братский государственный университет на площадке “межкультурный диалог” представил доклад "Гармонизация межкультурных отношений в Иркутской области". Доклад получил поддержку от экспертов форума, а главное - желание помочь в решении данной проблемы. К слову сказать, Братский госуниверситет получил приглашение стать членом Молодёжного совета Ассоциации азиатских университетов.

altay-7

В рамках форума были проведены Фестиваль национальных культур, студенческая спартакиада национальных видов спорта "Спорт без границ", а также эколого-образовательная программа "Перекресток миров" с выездом в жемчужину региона - Алтайские горы, на которой участники форума посетили водопад Че-Чкыш (Долина горных духов), о. Патмос, берега знаменитой реки Катунь, музей палеонтологии и много других красивых мест Горного Алтая.

За поддержку и предоставленную возможность  стать участником III Международного образовательного форума "Алтай - Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики" выражаем огромную благодарность ректору Братского государственного университета, депутату Законодательного собрания Иркутской области С.В. Белокобыльскому.