На базе Эколого-биологического центра (ЭБЦ) г. Братска при поддержке Сетевого института дополнительного профессионального образования города Иркутска и в рамках работы инновационной площадки на 2022 г., прошла II региональная научно-практическая конференция «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», собрав более 80 представителей практически всех уровней образования и воспитания города и района.
Конференция представляет собой площадку по обмену мнениями педагогов об актуальных вопросах экологического образования. В большом актовом зале ЭБЦ участников конференции приветствовали заместитель начальника департамента образования по вопросам воспитания и дополнительного образования Е.Б. Николаева и заведующий отделом охраны окружающей среды Н.Н. Юшков. С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась также директор Эколого-биологического центра И.Г. Бусыгина. Все выступившие отметили важность экологического воспитания и образования на современном этапе, подчеркнули ее системный непрерывный характер, направленный на создание в обществе новой экологической культуры, основанной на принципах гуманного и разумного отношения человека к окружающей среде.
С пленарным докладом и презентацией на тему «Проблемы формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения» выступила к.т.н., доцент кафедры экологии, безопасности жизнедеятельности и физической культуры М.А. Варданян. Докладчик отметила, что модернизация образования в РФ поставила новые задачи по формированию экологического мировоззрения подрастающего поколения и воспитания его экологической культуры, а также развития экологического образования. Указанные задачи зафиксированы в целом ряде государственных документов, таких как Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002), Указ Президента РФ № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (2008), «Концепция общего экологического образования для устойчивого развития» (2010), «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012).
В своем докладе М.А. Варданян обратила внимание коллег на важность проблемы формирования и становления экологического мировоззрения подрастающего поколения на всех этапах его жизни, так как именно мировоззренческая позиция личности задает определенный вектор в познании себя в окружающем мире. Ведущая роль в целостном развитии экологического мировоззрения отводится системе образования, в нашем случае, высшей школе.
Основная часть работы конференции была проведена в рамках 4 секций в очном и дистанционном форматах. Представители педагогического сообщества докладывали о результатах своих исследований по следующим основным направлениям научно-учебной деятельности:
- новые векторы развития экологического образования;
- экологическое образование детей дошкольного возраста: «от идеи до результата»;
- роль эколого-краеведческого образования в формировании личности ребенка;
- организация экологического образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
По итогам конференции будет выпущен сборник статей, размещаемый на официальном сайте ЭБЦ http://ekobratsk.ru/.
Кафедра ЭБЖиФ благодарит руководство эколого-биологического центра г. Братска за приглашение выступить и поделиться своими идеями по вопросам организации экологического образования и воспитания экологической культуры молодого поколения, а также представить результаты своей научно-методической работы в этом направлении.