Версия для слабовидящихEnglish version

practica

Сегодня одним из приоритетных требований потенциальных работодателей является  профессиональная компетентность работника. С этой точки зрения прохождение  учебной и производственной практик позволяет студенту, а в будущем – бакалавру-экологу оценить  уровень своей компетентности и определить необходимость его корректировки в процессе обучения в университете. Поэтому обучение посредством прохождения различных практик можно рассматривать как многогранную и взаимообусловленную деятельность студентов и преподавателей, направленную на организацию преподавателем самостоятельной, сознательной, рациональной и результативной деятельности студента по овладению им учебной информацией, её применению и закреплению на практике для профессиональной деятельности.

На кафедре ЭБЖиФ в течение двух дней работала конференция «Научно-исследовательские и прикладные аспекты в транспортных системах, экологии и лесном комплексе», на которой  студенты 3 и 4 курсов направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (профиль Экология) отчитывались об итогах своих летних практик: учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, 4 семестр) и производственной (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, 6 семестр).

Приглашенными гостями конференции в этом году были обучающиеся старших классов средних общеобразовательных школ №18 и №45 г. Братска вместе со своими учителями, а также студенты-экологи первого года обучения.

Важно отметить, что для достижения запланированных целей практики её руководитель, в первую очередь, разрабатывает индивидуальную программу для каждого студента, предусматривающую перечень основных вопросов, подлежащих самостоятельному изучению обучающимся в условиях конкретного объекта исследования; во-вторых, указывает точные сроки выполнения индивидуальных заданий, включая сбор фактического материала для подготовки отчета по практике, а в дальнейшем –  выполнения курсовых работ; в-третьих, вовлекает студентов в адекватную самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность по получению, осознанию, переработке и овладению информацией в период прохождения практики; желание апробировать полученные в университете знания на практике с гарантированным достижением запланированного результата.

Проведение летней учебной практики (руководитель профессор В.А. Никифорова) на зелёных территориях о. Тенга в виде особой выездной формы позволило будущим бакалаврам-экологам ознакомиться в реальных условиях с методами исследования природных объектов и систем, приобрести такие специфические навыки природоохранной деятельности, как экскурсирование, наблюдение за окружающей средой, камеральная обработка накопленного материала по изучению местных экосистем, сбор и монтаж коллекции, фаунистическое и морфологическое описание зоологических объектов, а также воочию ознакомиться с морфологическими и биологическими особенностями фауны в зависимости от условий обитания, принадлежности к разным экологическим группам, оценить роль её отдельных представителей в составе местной фауны. Все это способствует воспитанию научного мировоззрения, логического мышления, любознательности, пытливости, зоркости обучающихся, их любви к природе и бережному отношению к ней.

 Необходимо отметить, что учебная практика в 4 семестре проводится по трём этапам, включающим: консультацию руководителя практики по индивидуальным темам, изучение методики сбора, сушки и монтирования коллекционного материала, формирование навыков морфологического описания животных – на первом этапе; проведение экскурсии в различные зооценозы, изучение рекреационной нагрузки на зооценозы, проведение биоиндикационных исследований и камеральной обработки материалов – на основном втором; подготовку, оформление и защиту отчета по практике – на заключительном, третьем. Причём все этапы подчинены важной цели: приобретению студентами умений и навыков проведения наблюдений в природе, сбора и обработки полевого материала, то есть результатов зоологических наблюдений, фиксации животных объектов, монтирования коллекций, составления зооморфологических описаний животных, и получения навыков по оформлению наблюдений с выполнением рисунков, схем, таблиц.

Приобретенные в ходе учебной практики умения и навыки нашли свое отражение в содержательных докладах третьекурсников, посвященных:

  • изучению фауны насекомых луговых и полевых сообществ;
  • энтомонофауне леса;
  • типам повреждения листьев насекомыми и клещами,
  • плетению ловчих сетей пауками;
  • биоразнообразию хищных атроподов и др.,

и сопровождающихся демонстрацией слайдов собственноручно монтированных коллекций и их устным описанием.

Объектами производственной практики студентов-экологов в 6 семестре (руководитель доцент О.В. Игнатенко) в основном были выбраны современные промышленные предприятия, такие как  филиал АО «Группа «ИЛИМ» в г. Братске»,  Эксплуатационное локомотивное депо «Вихоревка» филиала ОАО «РЖД», ПАО «РУСАЛ Братск» и др., что, несомненно, позволило обучающимся поучиться у настоящих профессионалов и попробовать себя в деле, подготовить себя к будущей профессиональной деятельности в реальных условиях на производстве. Только так  можно закрепить полученные в стенах университета экологические знания о технологиях производственных процессов, являющихся источником образования твердых, жидких и газообразных отходов, оборудовании систем очистки газопылевых выбросов и сточных вод, организации природоохранной деятельности на предприятии, а также получить практические навыки работы с нормативной документацией и подготовки необходимой отчетной документации, касающейся вопросов экологии и охраны окружающей среды на предприятии, развить навыки принятия самостоятельных решений в конкретных производственных условиях.

Тематика докладов по результатам производственной практики охватывала широкий круг вопросов устойчивого экологического развития и рационального природопользования, таких как:

  • технологические процессы филиала АО «Группа «ИЛИМ» в г. Братске», как источники образования выбросов загрязняющих веществ и твёрдых отходов;
  • организация работ по обращению с промышленными отходами на Эксплуатационном локомотивном депо «Вихоревка» филиала ОАО «РЖД»;
  • состояние добывающей промышленности Иркутской области и ее влияние на окружающую среду;
  • организация производственного экологического контроля за соблюдением нормативов допустимых выбросов в атмосферу на ПАО «РУСАЛ Братск»;
  • анализ лесопатологической обстановки на территории Братского лесничества в 2018-2021 гг.;
  • основные направления благоустройства территории г. Братска на примере ж/р Гидростроитель;
  • направления экологической деятельности в Иркутской области и, в частности, г. Братске.

Важно отметить, что выступающие на конференции обучающиеся подошли к своим задачам достаточно серьезно и ответственно. И, несмотря на то, что всех докладчиков объединяет один профиль подготовки – Экология, отчеты по учебной и производственной практике отличались широтой охвата вопросов и разнообразием объектов изучения. А это еще раз доказывает, как важна и многогранна наука экология. Ведь после каждого представленного доклада слушатели активно задавали вопросы, а докладчики старались дать на них исчерпывающие ответы.

На завершающем этапе конференции заведующий кафедрой ЭБЖиФ и присутствующие преподаватели высказали свои впечатления о представленных отчетах и о прохождении практик в целом. Прозвучали слова не только похвалы, но и рациональной критики, воспринятые студентами как важные и ценные наставления на будущее.

В целом конференция прошла на дружественной и позитивной волне, докладчики и гости остались довольны. По итогам проведенной конференции будет издан сборник докладов. А пока всем участникам конференции желаем с новыми силами вовлечься в учебный процесс. А после – снова ждать нового лета, новых практик и, конечно же, освоения новых знаний, навыков и впечатлений.

practica

practica

practica

practica

practica

practica

practica

practica

practica