Версия для слабовидящихEnglish version

Современные проблемы преподавания истории: мастер-класс Л.Н. Крайновой для студентов-историков

Во вторник, 1 марта, в рамках проведения XIX (XXXV) Всероссийской научно-методической конференции «Совершенствование качества образования»  наш университет посетила Любовь Николаевна Крайнова, кандидат исторических наук, председатель Иркутского регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. На пленарном заседании конференции иркутская гостья выступила с докладом «Современные проблемы исторического образования в школе», а также провела мастер-класс «Использование интерактивных технологий на уроках истории при работе с картами» для студентов-историков ГПФ.

К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, справедливо считал, что «историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается... в каких-то неопределённых пространствах». Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Оно предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отраженных на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

Работе с картой в современном историческом образовании уделяется значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся, средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Работа с картами формирует не только пространственное, но и хронологическое мышление, необходимое для формирования научной картины мира на уроках истории.

Интерактивные технологии, с которыми знакомила будущих учителей истории педагог-практик Л.Н. Крайнова, предполагают синхронное использование демонстрационных карт, индивидуальных карт в атласах (или учебниках) и контурных картах. На занятии были рассмотрены варианты использования учителем иллюстративного ряда, символов и других условных обозначений, которые могут быть использованы при работе с картами для нанесения рабочей (изучаемой) темы и визуальной актуализации материала, способствующей наилучшему усвоению обучающимися. Были показаны приемы, позволяющие активизировать работу учащихся, провести контроль выполнения и проследить уровень восприятия и понимания материала учащимися, разобраны особенности подготовки дидактических материалов для создания интерактивных схем и карт на уроках истории.