Previous Page  302 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 302 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 16 2017 г.

302

УДК 621.313.333: 62-83

Оценка влияния несинусоидальности напряжения питания

на пульсации электромагнитного момента трехфазного

асинхронного двигателя в составе вспомогательного

электропривода электровоза переменного тока

Пустоветов М.Ю.

Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, д. 1, г. Ростов-на-Дону, Россия

mgsn2006@rambler.ru

Ключевые слова:

отказы подшипников, знакопеременные циклические нагрузки, пульсации

электромагнитного момента, трёхфазный асинхронный двигатель, вспомогательный электропривод,

несимметричное несинусоидальное питающее напряжение

Приводятся результаты компьютерного моделирования электромагнитного момента асин-

хронного вспомогательного двигателя НВА-55 электровоза переменного тока «Ермак». Ввиду не-

симметричной несинусоидальной системы электрических напряжений, электромагнитный момент

кроме постоянной составляющей содержит спектр временных гармоник в диапазоне частот от 10

Гц до 700 Гц. Производится сравнение с результатами моделирования при допущении синусоидаль-

ности питающих напряжений с сохранением их не симметрии. Полученные результаты свидетель-

ствуют о том, что основной вклад в формирование пульсаций электромагнитного момента вносит

несимметрия системы напряжений питания. Учет несинусоидальности напряжения ухудшает си-

туацию: увеличивается коэффициент пульсаций момента, но не радикально, наибольшие гармоники

момента остаются на тех же частотах. То есть, с точки зрения влияния на пульсации динамиче-

ского вращающего момента, которые вызывают циклические знакопеременные нагрузки, приводя-

щие к усталостному разрушению металла подшипников асинхронных двигателей, основной причиной

является несимметрия питающих напряжений, а уже во вторую очередь – их несинусоидальность.

Известна проблема отказов трехфазных вспомогательных асинхронных двигателей

(АД) электровозов переменного тока из-за неисправностей подшипниковых узлов. Данные

статистики по этой теме приведены в [1], где методами математического моделирования ре-

жимов работы АД в составе вспомогательного электропривода электровоза «Ермак» при до-

пущении питания АД несимметричной системой синусоидальных напряжений частотой 50

Гц установлено, что имеют место весьма значительные пульсации электромагнитного мо-

мента

эм

M

, а значит и динамического момента на валу, который передается на подшипники,

что может приводить к их повреждениям и разрушению. Известно, что при несимметрии

системы синусоидальных питающих напряжений частотой 50 Гц в спектре

эм

M

появляется

гармоника частотой 100 Гц [2 - 4]. Также в [1] на рис. 1 показаны опытные осциллограммы

напряжений и токов вспомогательного электропривода электровоза 2ЭС5К «Ермак», осна-

щенного емкостным расщепителем фаз (РФ), полученные специалистами ОАО «ВЭлНИИ»

(г. Новочеркасск). Видно, что эти кривые содержат спектр гармонических составляющих.

Возник вопрос о степени влияния несинусоидальности напряжения питания на пульсации

эм

M

АД. Настоящая статья призвана дать ответ на поставленный вопрос.

Схема питания трехфазных АД в составе вспомогательного электропривода преду-

сматривает, что одно из линейных напряжений поступает на клеммы АД от обмотки собст-

венных нужд тягового трансформатора, то есть является навязанным. Это напряжение

12

U

.

Два других линейных напряжения

23

U

и

31

U

формируются емкостным или электромехани-

ческим РФ (в зависимости от модификации вспомогательного электропривода) [5, 6]. В ходе

поездки электровоза форма сигнала

12

U

может изменяться. Но даже при одинаковой форме

12

U

сигналы

23

U

и

31

U

могут видоизменяться в зависимости от ряда факторов: количества

одновременно работающих АД, режима работы АД, подключенного или отключенного со-