

Механики XXI веку. № 16 2017 г.
306
УДК 621.4(075.8)
Оценка качества процессов впуска и сжатия
бензинового и дизельного двигателей автомобиля
Витковский С.Л.
Братский государственный университет, Макаренко 40, Братск, Россия
vitsl@mail.ruКлючевые слова:
рабочий процесс двигателя, тепловой баланс, коэффициент полезного
действия, эффективность процессов впуска и сжатия
Распределение теплоты, вводимой при сгорании топлива, характеризует поршневой двига-
тель как тепловой двигатель. В данной статье рассмотрены возможности повышения мощности и
коэффициента полезного действия за счёт улучшения значений параметров от фактически исполь-
зуемых значений до возможных. Большой эффект даёт увеличение степени сжатия (увеличение
КПД на 10,8%) и приближение коэффициента избытка воздуха к значению единица (увеличение КПД
на 30,7%). Соответственно увеличивается мощность (на 8,2% и 3,6%). Снижение давления и тем-
пературы в конце процесса выпуска до предельных значений, характерных для данного типа двига-
теля, не приводит к заметному результату. Что касается дизельного двигателя, существенный
эффект даёт также повышение степени сжатия (увеличение КПД на 5,7%) и снижение коэффици-
ента избытка воздуха до значения 1,3 (увеличение мощности на 22%). Изучено влияние степени по-
вышения давления показателя политропы компрессора. Полученные количественные результаты
соответствуют изменению лишь одного параметра при прочих неизменных исходных данных. Рас-
чёты проведены в соответствии с принятой методикой.
Расчёт рабочих процессов поршневого двигателя внутреннего сгорания хорошо изу-
чен [1,2], а конструкторы двигателей постоянно совершенствуют их с целью повышения па-
раметров качества, экологичности, конкурентоспособности по сравнению с другими видами
двигателей. Прогресс в организации рабочих процессов и конструкции систем двигателей
обеспечивается использованием компьютерной техники. Отдельное внимание уделяется по-
вышению надёжности поршневого двигателя автомобиля.
Двигатель внутреннего сгорания, являясь тепловым двигателем, характеризуется рас-
пределением теплоты, вводимой при сжигании топлива, на полезно-используемую и отдель-
ные виды потерь. Повышение доли полезной теплоты приводит к повышению мощности
двигателя, а снижение потерь – к повышению коэффициента полезного действия. В данной
работе предлагается в процессе проведения теплового расчёта двигателя определить, какие
резервы имеет улучшение параметров процессов сжатия и впуска от фактически реализуе-
мых до «теоретически» возможных, недостигнутых, но являющихся целью на данном этапе
проектирования двигателей. Оценивать количественно эти резервы следует двумя показате-
лями: изменением мощности и коэффициента полезного действия (КПД).
Расчёты проведены для двигателя ВАЗ-2106 в среде проектирования MathCAD в со-
ответствии с методикой, изложенной в [3]. Параметры номинального режима двигателя со-
ответствуют его краткой технической характеристике: номинальная мощность
N
е
= 55,5 кВт,
при частоте 5400 об/мин, рабочий объём 1,57 дм
3
, диаметр цилиндра 79 мм, ход поршня 80
мм, степень сжатия ε = 8,5 [4]. Следующие параметры, определяющие процесс впуска и сжа-
тия, выбраны так, чтобы соответствовать технической характеристике:
α
в
= 0,81 – коэффициент избытка воздуха,
η
v
= 0,77 – коэффициент наполнения,
P
r
= 0,11 МПа – давление в конце процесса выпуска,
T
r
= 1000 К – температура в конце процесса выпуска.
Для бензиновых двигателей по статистическим данным эти параметры находятся в
следующих пределах: ε = 6…12, α
в
= 0,95…0,98, η
v
= 0,70…0,90,
P
r
= 0,105…0,20 МПа,
T
r
=
900…1100 К.