Previous Page  300 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 300 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 16 2017 г.

300

Рис. 4. Амплитудно-частотные характеристики звена

сглаживания:

1 - при постоянном интервале осреднения (

а = const

);

2, 3, 4 - при переменном интервале осреднения (

а =

var

) при движении по дороге с асфальтобетонным

покрытием; 2 -

V

a

= 10 км/ч; 3 -

V

a

= 80 км/ч; 4 -

V

a

=

120 км/ч

Рис. 5. Амплитудно-частотные характеристики

звена сглаживания:

1 - при постоянном интервале осреднения (

а =

const

); 2, 3, 4 - при переменном интервале осредне-

ния (

а = var

) при движении по булыжной мостовой;

2 -

V

a

= 10 км/ч; 3 -

V

a

= 80 км/ч; 4 -

V

a

= 120 км/ч

Анализ диаграмм показывает, что амплитудно-частотные характеристики звена пере-

менного сглаживания (кривые 2, 3, 4) при малых значениях волновой частоты

микропро-

филя, когда длина неровностей дороги больше длины пятна контакта шины при статической

нагрузке на колесо, практически не отличаются от соответствующей характеристики звена

постоянного сглаживания. Однако с ростом волновой частоты отличие этих характеристик

становится весьма существенным. Причем частота, при которой отличие начинает прояв-

ляться, зависит от скорости автомобиля: чем выше скорость, тем меньше значение частоты.

Кроме того, частота проявления отличий зависит и от дисперсии ординат микропрофиля до-

роги: чем больше дисперсия дороги, тем раньше (т.е. при меньшей частоте) расходятся кри-

вые АЧХ.

Выводы.

Таким образом, новая модель переменного сглаживания шиной неровностей

дороги проявляется в существенном изменении амплитудно-частотной характеристики звена

сглаживания, вид которой определяется параметром осреднения

а(l)

- длиной пятна контакта

и зависит от скорости движения автомобиля и дисперсии ординат микропрофиля дороги.

Изменение амплитудно-частотных характеристик звена переменного сглаживания происхо-

дит от одного предельного состояния при

V

a

= 0, когда она описывается уравнением посто-

янного сглаживания, к другому состоянию, близкому к отрыву шин от опорной поверхности

дороги, когда она описывается уравнением огибающей. Знание закономерностей функцио-

нирования звена переменного сглаживания открывает возможности для более точного расче-

та основной характеристики любой системы подрессоривания – ее передаточной функции,

причем по отношению как к передаточной функции модели постоянного сглаживания, так и

к передаточной функции в виде огибающей этой передаточной функции, аналитическое вы-

ражение которой получается из чисто умозрительных соображений с целью избежать обра-

щения характеристики в ноль для некоторых значений частоты воздействия микропрофиля.

Литература:

1.

Бендат Дж., Пирсол А. Применение корреляционного и спектрального анализа: Пер. с англ. –

М.: Мир, 1983. – 312 с.

2.

Динамика системы дорога – шина – автомобиль – водитель / А.А. Хачатуров, В.Л. Афанасьев,

В.С. Васильев и др.; Под ред. А.А. Хачатурова. – М.: Машиностроение, 1976. – 535 с.

3.

Новицкий П.В., Зограф И.А. Оценка погрешностей результатов измерений. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – Л.: Энергоатомиздат, 1991. – 304 с.

4.

Водяник И.И. Выбор моделей для аналитического описания взаимодействия пневматической

шины с дорогой // Автомобильная промышленность. – 1980. – №10. – С. 18–19.

5.

Дмитриев А.А., Шупляков B.C., Яценко Н.Н. Особенности взаимодействия пневматической

шины с микропрофилем дороги // Автомобильная промышленность. – 1973. – №5. – С.27–30.