Previous Page  307 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 307 / 397 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

307

Результаты расчёта представлены в таблице 1. Строка 1 соответствует вышеперечис-

ленным исходным параметрам. Из таблицы видно, что повышение степени сжатия до 11

приводит при прочих неизменных исходных данных к повышению мощности на 8,2% и КПД

на 10,8%. Повышение ε свыше 12 не практикуется ввиду возникновения детонационного

сгорания смеси и самовоспламенения. Для современных двигателей с впрыском лёгкого топ-

лива во впускной тракт и электронным управлением достигаются значения ε =13, что опре-

деляет полезность увеличения этого параметра.

Таблица 1

Сравнение результатов эффективности изменения параметра

карбюраторного двигателя

№ п/п

η

Δη

Ne

, кВт

Δ

Ne

ε

α

в

η

v

P

r

,

МПа

T

r

,

К

1

0,231

55,5

8,5

0,81

0,77

0,11

1000

2

0,256

10,8%

60,1

8,2%

11

3

0,302

30,7%

57,5

3,6%

1

4

0,240

3,9%

65,8

18,6%

0,9

5

0,231

55,5

0,105

6

0,231

55,6

0,2%

900

Большой эффект даёт увеличение коэффициента избытка воздуха до значения 1. Та-

кая смесь, называемая нормальной, сбалансирована по составу топлива и воздуха, содержа-

щего кислород. Использование в двигателе ВАЗ-2106

α

в

=

0,85 означает нехватку кислорода

примерно на 15% и вызвано несовершенством работы карбюратора. Этот прирост

α

в

приво-

дит при прочих неизменных исходных данных к повышению мощности на 3,6% и КПД на

30,7%. В современных двигателях на средних и номинальных режимах реализуют коэффи-

циент избытка воздуха чуть меньший единицы (

α

в

=

0,98), что необходимо для снижения

содержания токсичных компонентов в отработавших газах двигателя.

Коэффициент наполнения определяет степень массового наполнения надпоршневого

пространства горючей смесью и его повышение до значения один достигается различными

конструктивными средствами. Среди них снижение газодинамического сопротивления впу-

скного тракта, применения трёх или четырёх клапанов на цилиндр. Однако достижение пре-

дельного значения невозможно в связи с конечно малой вязкостью свежего заряда. Оно объ-

ективно снижается при увеличении скорости свежего заряда с увеличением частоты враще-

ния коленчатого вала, последнее, определяется тенденцией повышения мощности двигателя.

Повышение коэффициента наполнения до 0,9 приводит при прочих неизменных исходных

данных к повышению мощности на 18,6% и КПД на 3,9%.

Снижение давления

P

r

и температуры

T

r

в конце процесса выпуска

до предельных

значений, характерных для данного типа двигателя, не приводит к заметному результату по

мощности и КПД, однако, принципиально, улучшает качество двигателя.

Анализ влияния изменения параметров для дизельного двигателя проведён на приме-

ре двигателя с наддувом КамАЗ 740.13-260. Параметры номинального режима двигателя со-

ответствуют его краткой технической характеристике: номинальная мощность

N

е

= 191 кВт,

при частоте 2600 об/мин, рабочий объём 10,85 дм

3

, диаметр цилиндра 120 мм, ход поршня

120 мм, степень сжатия ε = 16 [4]. Следующие параметры, определяющие процесс впуска и

сжатия, выбраны так, чтобы соответствовать технической характеристике:

α

в

=

1,6 –

коэффициент избытка воздуха

,

η

v

=

0,9 – коэффициент наполнения,

n

k

= 1,65

показатель политропы сжатия компрессора

,

λ

=

1,9 – степень повышения давления

.

Для дизельных двигателей с наддувом по статистическим данным эти параметры находятся в

следующих пределах: ε = 15…19, α

в

= 1,3…2,2, η

v

= 0,9…0,95,

n

к

= 1,4…2, λ = 1,5…1,8

.