Previous Page  308 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 308 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 16 2017 г.

308

Таблица 2

Сравнение результатов эффективности изменения параметра

дизельного двигателя

№ п/п

η

Δη

Ne

, кВт

Δ

Ne

ε

α

в

η

v

n

к

λ

1

0,366

191

16

1,6

0,9

1,65

1,9

2

0,387

5,7%

201,8

5,2%

19

3

0,367

0,3%

233

22%

1,3

4

0,371

1,4%

204,5

7%

0,95

5

0,366

196,2

2,7%

1,4

6

0,369

0,8%

193,4

1,2%

2

Результаты расчёта представлены в таблице 2. Строка 1 соответствует вышеперечис-

ленным исходным параметрам. Из таблицы видно, что повышение степени сжатия до 19

приводит при прочих неизменных исходных данных к повышению мощности на 5,2% и КПД

на 5,7%. Дальнейшее повышение

ε

приводит к выходу за предельные возможности эксплуа-

тационных материалов по максимальному давлению и температуре.

Коэффициента избытка воздуха следует приближать к единице. Снижение

α

в

до 1, 3

(максимально возможное значение для дизельных двигателей) приводит к повышению мощ-

ности на 22%, а КПД практически не изменяется.

Вместо давления

P

r

и температуры

T

r

в конце процесса выпуска для дизеля интересно

установить влияние

n

k

показателя политропы сжатия компрессора и λ показателя политропы

сжатия. Их влияние на КПД мало. Некоторый прирост мощности даёт уменьшение

n

k

,

так

как это определяет меньший нагрев свежего заряда в компрессоре и увеличивает массовое

наполнение надпоршневого пространства. Прирост мощности в 7% происходит в результате

повышения коэффициента наполнения от 0,9 до 0,95.

Исследованию повышения качества бензиновых и дизельных двигателей посвящен

ряд работ, в том числе и автора этой статьи [5,6,7].

Материал данной работы позволяет сделать следующие выводы:

1) оценка улучшения параметров процессов впуска и сжатия двигателя может быть

осуществлена изменением его мощности и коэффициента полезного действия, при прочих

неизменных исходных данных;

2) на примере рассмотренного двигателя видно, что наиболее значительные приросты

определяются коэффициентом избытка воздуха и степенью сжатия. Практически не оказы-

вают влияние температура и давление в конце процесса расширения.

Литература:

1.

Луканин В.Н., Морозов К.А., Хачиян А.С. и др. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1.

Теория рабочих процессов: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. – 3-е изд., перераб. и

испр. – М.: Высшая школа, 2007. – 479 с.: ил.

2.

Шатров М.Г., Морозов К.А., Алексеев И.В. и др. Автомобильные двигатели: Учебник для студ.

высш. учеб. заведений; под ред. М.Г. Шатрова. 2-ое изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 464

с.

3.

Колчин А.И. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов – 3-е изд.

перераб. и доп.–М.: Высш. шк., 2002.– 496 с.: ил.

4.

Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. – М.:

АО «Трансколсантинг», НИИАТ, 1994. – 779 с.

5.

Витковский С.Л., Разумов Ю.А. Диагностика системы питания двигателя с использованием

кривой разгона на холостом ходу / Механики XXI веку. XII Всероссийская научно-техническая конференция с

международным участием: сборник докладов. – Братск: Изд-во БрГУ, 2013. – 266 с. С. 200–204.

6.

Витковский С.Л., Илларионов А.П. Коэффициент снижения мощности на холостом ходу / Труды

Братского государственного университета: Сер.: Естественные и инженерные науки – развитию регионов

Сибири: в 2 т. – Братск: Изд-во БрГУ, 2011.–Т.2.–252 с. С. 70–75.

7.

Витковский С.Л. Тепловая напряжённость поршня двигателя внутреннего сгорания с

турбонаддувом // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной

научно-практической конференции (28 ноября 2015 г., г. Челябинск) В 3 ч. Ч.2 – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА

САЙНС, 2015. 270 с. С. 15–19.