Previous Page  297 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 297 / 397 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

297

Учитывая эти допущения и особенности отражения эллиптическо-степенной модели

поглощающей способности шин, функциональная схема, эквивалентная передней или задней

подвеске двухосного автомобиля массового производства с учетом новой модели сглажи-

вающей способности шины, может быть представлена в виде, согласно рис. 1.

Как следует из рисунка, традиционная колебательная система, эквивалентная подвес-

ке автомобиля, с учетом модели переменного сглаживания шины дополнена новым звеном –

звеном сглаживания

J

, которое расположено между дорогой и шиной и осуществляет осред-

нение входного воздействия дороги на переменном интервале. Кроме того, в традиционной

системе организована обратная связь от всех звеньев колебательной системы к звену сглажи-

вания, отражающая функциональную зависимость параметра осреднения (длины пятна кон-

такта) от выходного параметра системы – нормального прогиба шины.

Математическое описание такой динамической системы кроме двух линейных диф-

ференциальных уравнений второго порядка, отражающих динамику двухмассовой колеба-

тельной системы, включает также интегральное уравнение с переменными пределами интег-

рирования, отражающее динамику звена сглаживания, и, в общем случае, нелинейное алгеб-

раическое уравнение обратной связи на параметр звена сглаживания. С учетом обозначений

рис. 1 система уравнений, описывающих движение масс колебательной системы и функцио-

нирование звена сглаживания, будет иметь следующий вид:



 

   

  

 

  

). (

)(

, )(

)(

1 )(

,0 )

( 2 )

(

)

( 2 )

(

,0 )

( 2 )

(

2/)(

2/)(

z

lal

lal

p

п

z

шэ

p

п

hF la

dl lq

la

l q

zC z

q С q

m

zС z

zM

 

 



 



(1)

С точки зрения теории автоматического регулирования рассматриваемая колебатель-

ная система (рис. 1) является замкнутой системой автоматического регулирования (САР) с

обратной связью на параметр, состоящая из четырех звеньев: звена переменного сглажива-

ния, звена смены аргумента, колебательного звена второго порядка и звена обратной связи.

Обратная связь организована с выхода системы по нормальному прогибу шины на параметр

осреднения звена сглаживания. На вход системы подается случайный стационарный сигнал с

нормальным законом распределения, пропорциональный смещению ординат микропрофиля

дороги.

Структурная схема такой системы автоматического регулирования изображена на рис. 2.

Рис. 2. Структурная схема САР, эквивалентная колебательной системе передней

(задней) подвеске автомобиля, с учетом модели переменного сглаживания шины:

J

– звено переменного сглаживания; l/

t

– звено смены аргумента;

H

к

(

p

) – колебательное звено второго порядка;

F

(

h

z

) – звено обратной связи;

q

(

l

),

q

сг

(

l

),

q

сг

(

t

) – функции исходного и сглаженного микропрофиля;

h

z

(

t

) – функция деформации шины;

a

(

h

z

) – функция параметра сглаживания

В случае линейных стационарных систем, на вход которых подается воздействие в

виде случайной стационарной функции с известными статистическими характеристиками

(корреляционной функцией или спектральной плотностью), задача анализа успешно решает-

ся, поскольку удается получить аналитические выражения передаточных функций и частот-

ных характеристик системы, в том числе и звена сглаживания, как и статистических характе-

ристик сигналов на выходе.

Для нелинейных систем автоматического регулирования аналитические методы ста-

тистической динамики линейных САР не пригодны. Методы нелинейной статистической ди-