

Механики XXI веку. № 16 2017 г.
326
На кафедре "Автомобильный транспорт" Братского государственного университета
также накоплен опыт в разработке и исследовании автомобильных шин с упругими спицами
из полиуретановых эластомеров. При финансовой поддержке Министерства образования и
науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России" была выполнена научно-исследовательская
работа “Создание безвоздушных шин для наземных транспортных средств”. Основными за-
дачами, поставленными перед исполнителями научно-исследовательской работы, являлись
разработка конструкции и проверка технологической осуществимости изготовления экспе-
риментальных образцов безвоздушных шин для легкового автомобиля, работоспособность
которых должна обеспечиваться не избыточным давлением сжатого воздуха, а физико-
механическими свойствами конструкционных материалов.
На рисунке 4 приведена фотография автомобиля ВАЗ-2115 с безвоздушными шинами,
созданными на кафедре "Автомобильный транспорт". Для изготовления безвоздушных шин
применялись эластичные полиуретаны с различными физико-механическими свойствами
производства ООО ”СУРЭЛ” (г. Санкт - Петербург) и ФКП "Пермский Пороховой завод".
Рис. 4. Автомобиль ВАЗ-2115 с безвоздушными шинами
Испытания экспериментальных образцов колёс с безвоздушными шинами были про-
ведены как в дорожных условиях на легковом автомобиле ВАЗ-2115, так и на лабораторных
стендах кафедры "Автомобильный транспорт". Оценка упругих и демпфирующих свойств
экспериментальных образцов безвоздушных шин осуществлялась по характеристикам их
нормальной жёсткости, представляющих собой зависимости нормальной силы от нормаль-
ного прогиба и полученных в режиме квазистатического непрерывного нагружения автомо-
бильных колёс на плоском твёрдом основании испытательного стенда [1], фотографии кото-
рого приведены на рисунке 5. Регистрация нормальной силы осуществлялась с помощью
разработанной и изготовленной в рамках научно-исследовательской работы тензометриче-
ской ступицы [2, 3] в комплекте с тензометрическим усилителем DN-10W, аналого-
цифровым преобразователем ЛА-20USB и ЭВМ. В свою очередь, нормальный прогиб экспе-
риментальных образцов безвоздушных шин регистрировался датчиком линейных перемеще-
ний LPS.
а)
в процессе испытаний автомобильной безвоз-
душной шины
б)
тензометрическая ступица [2]
Рис. 5. Стенд для испытаний автомобильных шин