Previous Page  326 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 326 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 16 2017 г.

326

На кафедре "Автомобильный транспорт" Братского государственного университета

также накоплен опыт в разработке и исследовании автомобильных шин с упругими спицами

из полиуретановых эластомеров. При финансовой поддержке Министерства образования и

науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-

педагогические кадры инновационной России" была выполнена научно-исследовательская

работа “Создание безвоздушных шин для наземных транспортных средств”. Основными за-

дачами, поставленными перед исполнителями научно-исследовательской работы, являлись

разработка конструкции и проверка технологической осуществимости изготовления экспе-

риментальных образцов безвоздушных шин для легкового автомобиля, работоспособность

которых должна обеспечиваться не избыточным давлением сжатого воздуха, а физико-

механическими свойствами конструкционных материалов.

На рисунке 4 приведена фотография автомобиля ВАЗ-2115 с безвоздушными шинами,

созданными на кафедре "Автомобильный транспорт". Для изготовления безвоздушных шин

применялись эластичные полиуретаны с различными физико-механическими свойствами

производства ООО ”СУРЭЛ” (г. Санкт - Петербург) и ФКП "Пермский Пороховой завод".

Рис. 4. Автомобиль ВАЗ-2115 с безвоздушными шинами

Испытания экспериментальных образцов колёс с безвоздушными шинами были про-

ведены как в дорожных условиях на легковом автомобиле ВАЗ-2115, так и на лабораторных

стендах кафедры "Автомобильный транспорт". Оценка упругих и демпфирующих свойств

экспериментальных образцов безвоздушных шин осуществлялась по характеристикам их

нормальной жёсткости, представляющих собой зависимости нормальной силы от нормаль-

ного прогиба и полученных в режиме квазистатического непрерывного нагружения автомо-

бильных колёс на плоском твёрдом основании испытательного стенда [1], фотографии кото-

рого приведены на рисунке 5. Регистрация нормальной силы осуществлялась с помощью

разработанной и изготовленной в рамках научно-исследовательской работы тензометриче-

ской ступицы [2, 3] в комплекте с тензометрическим усилителем DN-10W, аналого-

цифровым преобразователем ЛА-20USB и ЭВМ. В свою очередь, нормальный прогиб экспе-

риментальных образцов безвоздушных шин регистрировался датчиком линейных перемеще-

ний LPS.

а)

в процессе испытаний автомобильной безвоз-

душной шины

б)

тензометрическая ступица [2]

Рис. 5. Стенд для испытаний автомобильных шин