Previous Page  322 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 322 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 16 2017 г.

322

При движении автомобиля ведущее колесо, вращаясь под действием приложенного к

нему момента М

Т

, стремится сдвинуть назад верхний слой дорожного покрытия. Со стороны

дороги на ведущее колесо в зоне контакта действует противоположно направленная сила R

X2

(рисунок 2, а).

Равнодействующую всех сил, действующих со стороны дороги на колесо в области

контакта, называют реакцией дороги. Её можно представить в виде трех составляющих:

нормальной R

Z

, перпендикулярной дороге (рисунок 2, б), касательной R

X

, действующей в

плоскости дороги и в плоскости колеса, и поперечной R

Y

, лежащей в плоскости дороги и

перпендикулярной колесу. Возникновение реакций R

X

и R

Y

возможно лишь при наличии ре-

акции R

Z

.

При качении колеса неизбежны необратимые потери в шинах, поэтому для движения

автомобиля используется не вся энергия, подведенная к ведущим колесам автомобиля. Часть

ее расходуется на деформацию эластичной пневматической шины. Вследствие молекулярно-

го трения в резине происходит ее нагрев, а энергия, преобразованная таким образом в тепло-

ту – теряется.

Все силы, действующие на автомобиль, для удобства изучения делят на силы движу-

щие и силы, оказывающие сопротивление движению

.

В соответствии с этим действительную

силу R

X2

(основную составляющую силы сопротивления качению), приложенную к колесу со

стороны дороги, условно представляют в виде разности двух сил: силы тяги Р

Т

и силы Р

К2

,

учитывающей потери энергии в шинах ведущих колес: R

X2

= P

T

– P

К2

Сила сопротивления качению – эта сила зависит от деформации шины и дороги, а

также от трения шины о покрытие. Во время качения колеса между частями шины вследст-

вие их деформации возникает трение, и выделяющаяся теплота рассеивается, что приводит к

потере энергии.

Изменяя деформацию шины Δ

Ш

при нагружении вертикальной нагрузкой Р

Z

получают

зависимость в виде кривой 0kl (Рисунок 3, а). При снятии нагрузки тем же деформациям ши-

ны соответствуют меньшие значения нагрузок (кривая lm0). Площадь петли 0klm0 представ-

ляет собой в масштабе работу, связанную с необратимыми потерями в шине (на гистерезис-

ные).

а)

гистерезисные потери в шине

б)

качение колеса на твердой дороге

Рис.3. Сопротивление качению

При качении колеса деформации в передней части шины увеличиваются, а в задней –

уменьшаются. Поэтому при одной и той же деформации Δ

Ш

участок шины в передней ее

части относительно центра А пятна контакта нагружен силой Р

Z

, а участок в задней части –

силой Р

Z

. Следовательно, элементарные нормальные реакции в передней части контакта

больше, чем в задней, а их равнодействующая R

Z

– нормальная реакция, смещена относи-

тельно вертикального диаметра колеса вперед на расстояние а

Ш

(Рисунок 3, б).

В результате смещения точки приложения нормальной реакции возникает момент

R

Z

а

Ш

. Для уравновешивания этого момента необходимо к колесу приложить равный, но про-

тивоположно направленный момент М, или к оси ведомого колеса приложить толкающую

силу Р

X

, образующую вместе с касательной реакцией дороги пару сил.