

Механики XXI веку. № 16 2017 г.
324
УДК 620.17
Экспериментальные исследования упругих и демпфирующих
свойств колесных движетелей с безвоздушными шинами
Коваль В.С.
a
, Захаров Д.С.
b
Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия
a
koval.supra@yandex.ru,
b animal-bmx@mail.ruКлючевые слова:
автомобильные колёса с безвоздушными шинами, упругие свойства,
демпфирующие свойства, коэффициент нормальной жёсткости
Колёсный движитель является простым и, в то же время, наиболее энергоэффективным ме-
ханизмом для преобразования своего вращательного движения в поступательное движение назем-
ной машины. Именно поэтому колесо получило широкое распространение и применяется практиче-
ски на всех наземных транспортных средствах, в том числе и на автомобилях. Изобретение в XIX
веке пневматической шины, которая является конструктивным элементом колеса, позволило зна-
чительно улучшить эксплуатационные свойства первых автомобилей и обеспечило быстрое разви-
тие автомобильной промышленности. Параметры и
характеристики автомобильных шин оказы-
вают существенное влияние на показатели большинства эксплуатационных свойств колёсной ма-
шины, такие как плавность хода, управляемость, устойчивость, проходимость. Поэтому экспери-
ментальные исследования упругих и демпфирующих свойств принципиально новых конструкций ав-
томобильных колёс с безвоздушными шинами (колесными движителями), созданных на кафедре
"Автомобильный транспорт" Братского государственного университета носят актуальный ха-
рактер и могут быть использованы в дальнейших исследованиях, что, однозначно говорит о про-
грессе в данной сфере исследований.
Введение.
Пневматическая шина как конструктивный элемент колеса имеет сущест-
венный недостаток, заключающийся в прекращении транспортного процесса при потере из-
быточного давления сжатого воздуха. Кроме того, внезапная потеря избыточного давления
воздуха в пневматической шине при высокой скорости движения машины в большинстве
случаев приводит к дорожно-транспортному происшествию. Следует отметить, что изобре-
татель первой пневматической шины Роберт Уильям Томсон, отмечая преимущества физи-
ческих свойств сжатого воздуха, указывал на возможность потери его избыточного давления
при механических повреждениях и предлагал вместо воздуха заполнять камеру конским во-
лосом или губкой, а также устанавливать металлические пружины и куски натурального кау-
чука или гуттаперчи.
Теоретическая часть.
В начале XX века были попытки применения на автомобилях
пружинных колёс, упругость которых обеспечивалась не избыточным давлением сжатого
воздуха, а свойствами рессорно-пружинных сталей, применяемых для их изготовления. На
рисунке 1 приведены фотографические снимки автомобилей того времени с пружинными
колёсами. Пневматические шины, конструкция которых быстро совершенствовалась, вытес-
нили сравнительно недолговечные и тяжёлые пружинные колёса.
а)
на автомобиле Protos
б)
на автомобиле Benz
Рис. 1. Пружинные колёса