Previous Page  321 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 321 / 397 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

321

лении воздуха и вертикальной нагрузке. Если известны номинальные размеры то по диамет-

ру обода d, м; ширине профиля шины В

ш

м, рассчитывают статический радиус в предполо-

жении равенства ширины и высоты профиля шины: г

с

= 0,5d +λ

ш

B

ш

,

где λ

ш

- коэффициент смятия, учитывающий уменьшение высоты профиля шины из-за

смятия под нагрузкой (для стандартных шин легковых автомобилей λ

ш

= 0,84...0,88, для шин

грузовых автомобилей λ

ш

= 0,89…0,9).

Радиус качения определяют, как правило, экспериментальным путем. С этой целью

измеряют путь S, проходимый колесом за несколько полных оборотов n

к

, а затем рассчиты-

вают радиус качения: r

к

= S / (2πn

к

)

Радиусы статический, динамический и качения одного и того же колеса зависят от

вертикальной нагрузки, действующей на колесо, давления воздуха в шине. Динамический

радиус зависит, кроме того, от скорости автомобиля и передаваемого крутящего момента для

колеса в ведущем режиме: при увеличении скорости он увеличивается, а при увеличении

подводимого от двигателя крутящего момента незначительно уменьшается. Радиус качения в

значительно большей степени, чем динамический, уменьшается при увеличении передавае-

мого крутящего момента. Особенно сильно это проявляется в случае проскальзывания коле-

са (r

к

= ∞) и при пробуксовке.

Чтобы колесо катилось по опорной поверхности к нему нужно приложить силу или

момент. Если направление прилагаемого момента совпадает с направлением вращения коле-

са, его называют тяговым моментом М

Т

, в противном случае – тормозным моментом М

ТОР

.

Производную λ =

д

r

к

/

д

М: при М = 0 называют коэффициентом тангенциальной эластично-

сти шины и определяют опытным путем.

Если момент не превышает 60% значения, при котором наступает буксование или юз,

то зависимость г

к

от М можно считать линейной.

Разделив моменты на радиус колеса, получают соответственно тяговую Р

Т

= М

Т

/ r и

тормозную Р

Т

= М

ТОР

/ r силы, действующие в зоне контакта.

Рис. 1. Зависимость радиуса качения от подведенного момента

а)

ведомое колесо

б)

ведущее колесо

Рис.2. Реакции дороги, действующие на колесо

М

Т

– тяговый момент; P

Т

– сила тяги; r – радиус колеса; R

X

, R

Y

, R

Z

– касательная, поперечная и

нормальная составляющие реакции дороги; P

X

, P

Y

, P

Z

– cоставляющие всех сил, действующих

на колесо; P

K2

– сила сопротивлению качению ведомого колеса