

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
311
Рис. 1. Графики изменения крюковых усилий в
зависимости от плотности грунта
для третьей передачи МТ и ГМТ на режимах резания
и транспортирования грунтов
Рис. 2. Графики изменения крутящих моментов
двигателя (МТ) и турбины ГТР (ГМТ)
в зависимости от плотности грунта для третьей пере-
дачи МТ и ГМТ на режимах резания и транспортиро-
вания грунтов
Силовые параметры при бульдозировании на грунтах первой категории выше, чем на
грунтах четвертой категории. Повышение нагруженности с повышением плотности грунта
до 11-13 ед. ДОРНИИ объясняется изменением физико-механических свойств. Так, с увели-
чением плотности возрастает усилие на дорезание грунта в процессе транспортирования и
усилие на перемещение грунта в траншее, т.к. на более плотных грунтах объем призмы грун-
та перед отвалом бульдозера увеличивается вследствие меньшей рыхлости и меньших потерь
в процессе перемещения.
Дальнейшее снижение силовых параметров объясняется интенсивным буксованием
движителя, вследствие неполного внедрения грунтозацепов в грунт, что определяет непол-
ный забор грунта.
Для гидромеханической трансмиссии трактора при разных режимах работы, рассмат-
риваемые силовые параметры выше, чем в механической трансмиссии в среднем на 9% на
полуосях заднего моста (по категориям грунтов соответственно 3,6,13 и 14%) и на 10,6% в
среднем по крюковому усилию. Это объясняется более плавным приложением крутящего
момента на турбине гидротрансформатора и связанным с этим улучшением динамики буксо-
вания.
При резании и наборе грунтов средние значения крутящих моментов на валах заднего
моста трактора в среднем в 1,36 раза выше, чем при транспортировании. Повышение плот-
ности грунта приводит к заметному снижению этой тенденции, что связано с особенностями
приемов управления в наборе грунта и взаимодействия движителя с грунтом, что приводит к
снижению объема призмы при движении. Положительные свойства ГТР в трансмиссии при
разработке грунтов высокой плотности проявляются в более значительной степени, чем при
разработке мягких грунтов.
Анализ эксплуатационной загрузки двигателя при выполнении бульдозерных работ
показывает (таблица 2), что этот показатель варьирует в существенных пределах в зависимо-
сти от плотности разрабатываемого грунта (рис. 3).
Из рисунка 3 видно, что при бульдозировании грунтов 1 категории (5-7 ударов плот-
номера) трактор работает с недогрузкой, как на режиме резания, так и на режиме транспор-
тирования грунтов. При разработке грунтов 2 категории коэффициент загрузки двигателя
достигает максимальных значений 0,71 и 0,83 для трактора с МТ, 0,75 и 0,87 для трактора с
ГМТ на второй и третьей передачах соответственно.
При резании грунта второй категории на второй передаче двигатель работает в номи-
нальном режиме, уходя в перегрузку на третьей передаче. В дальнейшем, с ростом плотности
грунта, коэффициент эксплуатационной загрузки двигателя уменьшается, исключая режим