

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
313
Изменение загрузки двигателя при разработке грунтов различной плотности объясня-
ется динамикой буксования движителя. Наилучшими сцепными свойствами обладает на
грунтах второй категории и наихудшими – на грунтах четвертой категории. Следует отме-
тить, что при всех равных условиях буксование трактора с ГМТ на 6…11% ниже, чем трак-
тора с МТ.
С повышением плотности грунта коэффициенты вариации силовых параметров трак-
тора по основным рабочим передачам, характеризующие относительную оценку меры раз-
бросанности значений, возрастают как в МТ, так и в ГМТ. При транспортировании грунта
коэффициенты вариации имеют меньшие значения, чем при резании и наборе грунта (табл.
3). Коэффициенты вариации силовых параметров в ГМТ при транспортировании грунта в
среднем на 13,7% меньше, чем в МТ (по грунтам соответственно на 8, 10, 15, 22%). При ре-
зании и наборе грунта коэффициенты вариации на ГМТ на 17,2% ниже, чем в МТ (по катего-
риям грунтов соответственно на 9, 11, 22, 26,7%).
Выводы.
Таким образом, определенные в статистическом аспекте количественные
оценки нагруженности трансмиссии трактора показывают, что плотность разрабатываемого
бульдозером грунта оказывает существенное влияние на структуру процессов нагружения
элементов трансмиссии трактора, вызывает изменение статической составляющей и увели-
чение динамической составляющей эксплуатационной нагруженности на основных операци-
ях бульдозирования.
Статическая нагруженность гидромеханической трансмиссии в среднем по грунтам на
12…15% выше, чем в механической трансмиссии, на 8% выше загруженность двигателя, на
10…27% ниже динамическая составляющая при снижении буксования на 6..11%.
Литература:
1.
Упиров П.П., Климов А.А., Емелин В.И., Желукевич Р.Б. Исследование тягово-
динамических свойств гусеничного рыхлителя с навесным уширительным оборудованием.
Механизация строительства в районах восточной Сибири и крайнего севера: Сб. статей /
красноярский Промстройниипроект. – Красноярск. 1983.- 96 с.
2.
Упиров П.П. Совершенствование методов оценки нагруженности и долговечности
деталей на примере механической и гидромеханической трансмиссий промышленной модификации
гусеничного сельскохозяйственного трактора: автореф. дисс. … канд. техн. наук. Красноярск, 1977.
3.
Сафронов В.П., Сафронов В.В., Сидорков А.А. Способ повышения производительности
бульдозерно-рыхлительного агрегата / Известия ТулГУ. Науки о земле. Вып. 1. – Тула. 2012. С. 127-
135.
4.
Шеховцов В.В. Анализ и синтез динамических характеристик автотракторных силовых
передач и средств для их испытания. Монография.– Волгоград, изд-во РПК «Политехник», 2004.
5.
Шеховцов В.В. Снижение нагруженности трансмиссии трактора ВТ-100 от воздействия
гусеничного движителя / В.В. Шеховцов., В.П. Шевчук, С.В. Зленко, И.А. Долгов, В.В. Косенко, А.О.
Куликов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. – 2004. – № 2. – C. 27–29.
6.
Shalfer P.M., Winter I.A. Hidraulic torgue converter, its. Effect on the power train. / Shalfer
P.M., Winter I.A. // "SAE", "Transactions", vol. 61. 1983.
7.
Климов А.А., Стручков А.В. Формирование нагрузочных режимов в трансмиссии
промышленного трактора / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2015. – 168 с.
8.
Стручков, А.В. Исследование и совершенствование элементов гидромеханической
трансмиссии гусеничного бульдозера: дис. … канд. техн. наук. – Красноярск: 2009. – 179 с.
9.
Климов А.А., Стручков А.В. Исследование динамической нагруженности трансмиссии
бульдозерного агрегата на базе трактора класса 40 кН на грунтах 1-2 категорий. / Вестник КрасГАУ.
№1.-Красноярск.2008.- с. 201- 206.
10.
Стручков А.В., Климов А.А., Ереско Т.Т. Результаты экспериментальных исследований
трансмиссии бульдозера на базе трактора ТП-4. / Системы. Методы. Технологии: Научный
периодический журнал/ ГОУ ВПО «БрГУ». Братск, 2009, №4. С.34-37.