

Механики XXI веку. № 16 2017 г.
310
экономические показатели работы бульдозерного агрегата в значительной степени определя-
ет плотность разрабатываемого грунта при выполнении бульдозерных работ. Для количест-
венной оценки влияния плотности грунта на тяговую динамику и динамическую нагружен-
ность механической и гидромеханической трансмиссий были проведены экспериментальные
исследования на тракторе с энергонасыщенностью 14,8 кВт/т на грунтах с различной плот-
ностью [7,8].
Методика экспериментальных исследований.
Подготовленный, оборудованный
датчиками и регистрирующей аппаратурой экспериментальный трактор-бульдозер был ис-
пытан на землеройных работах при разработке стандартных траншей на грунтах 1-4 катего-
рий [9,10]. В процессе экспериментальных исследований периодически, отдельно для каждой
серии опытов, определялись характеристики разрабатываемого грунта по таким показателям,
как плотность, влажность, объемный вес.
Количество проб при определении плотности, влажности и объемного веса грунта на
каждом из участков равнялось пяти. Пробы брались равномерно на глубине разрабатывае-
мых траншей. Взятые пробы регистрировались соответствующими номерами экспериментов.
Плотность грунта измерялась плотномером ДОРНИИ. По результатам замеров определялись
пределы и средние значения плотности в ударах плотномера [7,9].
Результаты.
В процессе экспериментальных исследований бульдозерного агрегата
решался большой комплекс задач по тяговой динамике трактора и динамической на-
груженности трансмиссии. В результате были получены осциллограммы силовых пара-
метров нагруженности трансмиссий – крюковых усилий и крутящих моментов двигателя
(МТ) и турбины ГТР (ГМТ) на режимах резания и транспортирования грунтов на третьей пе-
редаче, обеспечивающей максимальную производительность. Полученные осциллограммы
обработаны с использованием аппарата математической статистики двумя методами
– ординатным методом и метолом экстремумов. Анализ статистических показателей
процесса нагружения [7,9,10] позволяет установить влияние плотности разрабатываемого
грунта на силовые параметры в механической и гидромеханической трансмиссиях трактора.
Как видно из приведенных данных (табл. 1) среднестатические значения силовых парамет-
ров с увеличением плотности грунта до 11-14 ударов плотномера ДОРНИИ растут, обеспе-
чивая повышение тягово-динамических характеристик процесса бульдозирования. При даль-
нейшем увеличении плотности грунта эти характеристики уменьшаются (рис. 1, 2).
Таблица 1
Математические ожидания силовых параметров нагруженности трансмиссии трактора
при выполнении бульдозерных работ на грунтах различной плотности