Версия для слабовидящихEnglish version

Профориентационная мастерская: сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников из Усть-Илимска

«Куда пойти учиться?», «Кем я хочу быть?» – вот те вопросы, на которые каждый старшеклассник должен ответить скоро. Осознанный выбор профессии невозможно сделать вслепую, не попробовав себя в том, что кажется интересным.

Профессиональное самоопределение учащихся – это сложный и длительный процесс, который охватывает значительный период их жизни, а именно, подростковый и ранний юношеский возраст. Установлено, что именно в это время активизируются процессы профессионального самоопределения. Их эффективность, как правило, зависит от того, насколько согласованы психологические возможности подростка с содержанием и требованиями его будущей профессии. Поэтому очень важно именно в эти годы проводить работу по развитию тех способностей школьников, на основе которых они бы разумно и правильно осуществили выбор профессии, которая соответствовала бы его личностным качествам и возможностям.

Именно с целью профессионального самоопределения, выбора пути дальнейшего образования 26 и 27 апреля 2019 года в Братском государственном университете с рабочим визитом находилась группа старшеклассников из города Усть-Илимска (25 человек).

Профориентационная мастерская: сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников из Усть-Илимска

Центром профориентации (ЦПО) БрГУ была разработана программа профориентационных мероприятий, цель которой – дать школьнику возможность в буквальном смысле "пожить" в разных профессиях, понять, в какой из них ему комфортно и какое образование поможет на пути к карьере мечты; ознакомить гостей с направлениями подготовки и специальностями среднего профессионального и высшего образования, реализуемыми в нашем университете.

Согласно программе профориентационные мероприятия должны были пройти на трёх площадках – Братском целлюлозно-бумажном (БЦБК) и Братском педагогическом (БПК)  колледжах и головном вузе – БрГУ.

Профориентационная мастерская: сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников из Усть-Илимска

На площадке БЦБК для участников программы были организованы профессиональные пробы, являющиеся важной содержательной частью профориентации обучающихся. Они не только дали возможность ребятам ознакомиться с многообразием профессий, которые можно освоить в Братском целлюлозно-бумажном колледже, но и получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных специальностей, попробовать себя в той или иной сфере профессиональной деятельности. Так, девятиклассникам полезно было узнать, что здесь на базе основного общего образования (9 классов) можно пройти обучение (бюджет) по техническим специальностям и получить квалификацию  администратора баз данных, программиста, техника-электрика, техника-теплотехника, техника-механика,  техника-технолога, техника-аналитика (контроль химических соединений). Эти же специальности, а также экономика и бухгалтерский учет (бухгалтер), право и организация социального обеспечения (юрист) доступны для обучения на базе среднего общего образования (11 классов), но только по заочной форме и платно. 

На площадке БПК школьникам была представлена информация о востребованных профессиях, которым можно обучиться здесь по бюджетной форме на базе основного общего образования (9 классов) и получить квалификацию программиста или воспитателя детей дошкольного возраста. А на базе среднего общего образования (11 классов), но уже платно доступны 4 специальности – бухгалтера, юриста, программиста и воспитателя  детей дошкольного возраста. После знакомства с колледжем, его традициями, правилами поступления, ребята разделились на группы для участия в профессиональных пробах, которые моделируют элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности. В ходе выполнения такой профпробы происходит диагностика общих и специальных профессионально важных качеств и предкомпетенций.

Профориентационная мастерская: сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников из Усть-Илимска

Одна группа попробовала себя в специальности Воспитатель детей дошкольного возраста. В процессе тренинговых игр «Имена и качества», «Я могу» были определены профессиональные качества настоящего воспитателя. Преподаватели колледжа Хохлова А. Т., Сюстина Н. С., Судник В.В. провели викторину по детской литературе, научили будущих абитуриентов показывать сказку – оригами для развития мелкой моторики детей. Затем  ребята сами провели подвижную игру «Домики и гномики».

Другая группа осваивала специальность Информационные системы и программирование. Преподаватели Войтухов Ю.Н. и Конаков А.В. научили ребят некоторым возможностям программы 3DsMAX. В процессе создания пасхальной открытки, будущие абитуриенты освоили базовые навыки работы с трехмерными объектами.

Профориентационная мастерская: сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников из Усть-Илимска

Мы надеемся, что профессиональные пробы помогут старшеклассникам в правильном выборе будущей профессии.

В рамках презентации направлений подготовки высшего образования школьники узнали о 10 преимуществах выбора Братского государственного университета в качестве площадки для своего дальнейшего обучения. Более подробно в этой номинации были представлены профили лесопромышленного и механического факультетов. В ходе экскурсии в дендрологическую лабораторию старшеклассники ознакомились с такими лесными инновациями, как ускоренное выращивание семян, определение состояния древостоев неразрушающими методами контроля и др. Здесь же школьники выполнили лабораторную работу по изучению качества древесины с помощью современных приборов – резистографа и звукового томографа, а перейдя далее в специализированную аудиторию обучились на мастер-классе с учебными тренажерами John Deere и Ponsse: посадили саженцы и выкорчевали деревья, срезали ветви, произвели окорку и укладку древесины. Знакомство с профилями подготовки и специальностями механического факультета произошло на лекции «История развития автомобильного транспорта в России» с выставкой масштабных моделей автомобилей, где каждый из ребят имел реальную возможность взять в руки и изучить строение более 100 миниатюрных машин, узнать много интересного об устройстве и эксплуатационных свойствах автомобиля, конструировании и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, других узлов и агрегатов.

Профориентационная мастерская: сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников из Усть-Илимска

Как свидетельствовали отзывы руководителей выездной группы из Усть-Илимска – специалистов кабинета профориентации «Центра детского творчества» Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Управления образования Администрации Усть-Илимска  (МАОУ ДО ЦДТ) Фоминой А.А. и Мокроусовой Е.Г., предложенная им программа профориентационного мероприятия была насыщенной. К концу второго дня ребята устали. Но основная задача, направленная на развитие интересов, склонностей и способностей школьников, а также активизацию их творческого потенциала в направлении выбора дальнейшего образования, по их мнению, была выполнена.

Руководители группы выражают глубокую признательность руководству Братского государственного университета за содействие в подготовке профориентационного мероприятия для обучающихся школ г.Усть-Илимска.

Усть-илимчане выражают особую благодарность сотрудникам подразделений БрГУ, принявшим участие в подготовке и проведению профориентационного мероприятия: директору  центра профессиональной ориентации Варданян М.А.; декану механического факультета Зенькову С.А.; и.о. декана лесопромышленного факультета Бырдину П.В.; заместителю директора по профессиональному обучению и трудоустройству БЦБК Орловой Р.А.;  заместителю директора по учебной работе БПК Шаталовой Е.П.; директору музея Витковской Н. Н.; главному врачу санатория-профилактория Прохоренко Е.А.; директору студенческого клуба Кунжарову Е.М.; ответственному секретарю ЛПФ Степанищевой М.В.; к.т.н., ассистенту базовой кафедры ВиПЛР Гарусу И.А.; ассистенту кафедры МиТ Камневу А.В.; преподавателям колледжа Хохловой А.Т., Сюстиной Н.С., Судник В. В., Войтухову Ю.Н., Конакову А.В., а также волонтерам за высокий уровень мероприятия по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.

Руководитель центра профессиональной ориентации (ЦПО) БрГУ,

Маргарит Андраниковна Варданян

https://vk.com/candidat2018