Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
365
УДК 621.879
Тенденции развития методов снижения адгезии грунтов к ковшам
экскаваторов по конкурирующим группам
Зеньков С.А.
a
, Абдукундузов А.В.
b
Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия
a
mf@brstu.ru,
b
regar.kahor@gmail.comКлючевые слова:
методы снижения, адгезия грунтов, динамика патентования, коэффициент
динамичности
В данной статье определены перспективные способы снижения адгезии грунтов к ковшам
экскаваторов по конкурирующим группам на основе анализа патентной информации. Приведена ме-
тодика анализа осуществлена группировка патентов по направлениям, получены математические
модели и их статистические характеристики. Методика анализа включает: предварительное изу-
чение патентной информации с целью выявления основных направлений (конкурирующих групп) ис-
пользования методов и устройств снижения адгезии грунтов к ковшам экскаваторов; патентный
поиск, составление информационных массивов авторских свидетельств и патентов по каждому
направлению; математическую обработку статических данных и получение функций - математи-
ческих моделей, аппроксимирующих соответствующие массивы информации по динамике патенто-
вания; сравнительный анализ функций с целью определения доминирующего направления и выявления
перспективности каждого направления. Построены графики динамики патентования.
С целью выявления на современном этапе наиболее перспективных и эффективных
методов снижения адгезии грунтов к ковшам экскаваторов необходимо определить тенден-
ции их развития. Тенденции установлены по анализу патентной информации [1]. Методика
анализа включает: предварительное изучение патентной информации с целью выявления ос-
новных направлений (конкурирующих групп) использования методов и устройств снижения
адгезии грунтов к ковшам экскаваторов; патентный поиск, составление информационных
массивов авторских свидетельств и патентов по каждому направлению; математическую об-
работку статических данных и получение функций - математических моделей, аппроксими-
рующих соответствующие массивы информации по динамике патентования; сравнительный
анализ функций с целью определения доминирующего направления и выявления перспек-
тивности каждого направления.
Изучение научно-технической информации [2-10] и патентного фонда по использова-
нию методов и устройств снижения адгезии грунта к ковшам экскаваторов позволило все ав-
торские свидетельства и патенты сгруппировать по следующим группам (направлениям):
1. Образование на границе контакта промежуточного слоя. Этот слой может быть
твердым, жидким и газообразным. Например, ковш землеройной машины [2].
Изобретение относится к рабочему оборудованию машин для земляных работ, в част-
ности к ковшам и может быть использовано, например, на ковшевых погрузчиках и экскава-
торах.
Ковш землеройной машины (рис.1, 2), включающий корпус, выполненный с обра-
зующими поверхность электродными частями, смежные из которых соединены с противопо-
ложными полюсами источника постоянного тока, отличающийся тем, что, с целью повыше-
ния производительности машины при ее работе в условиях отрицательной температуры воз-
духа, катодные части корпуса выполнены со сквозными каналами, сообщающими внутрен-
нюю поверхность корпуса с наружной, и имеют размещенные в них электронагревательные
элементы, через которые они соединены с источником тока.
2. Внешнее интенсифицирующее воздействие. Это может быть нагрев, вибрация,
электромагнитная поля.
3. Внешнее воздействие с помощью нагрева. Например, электронагреватель для обог-
рева ковша экскаватора [5].