

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
315
В целях реализации Федерального закона № 196-ФЗ [1] «О безопасности дорожного
движения» в 2014 году вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ № 1408 [2], согласно кото-
рому утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транс-
портных средств (ТС) соответствующих категорий и подкатегорий.
При этом утратили силу Приказ Минобрнауки РФ № 636 [3], Федеральный закон РФ
№ 92-ФЗ [4] и Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» [5],
которые включали соответственно пять и шестнадцать типов примерных программ подго-
товки водителей ТС.
Видимо, разработчики предположили, что большее количество новых примерных
программ приведет к существенному качественному улучшению подготовки водителей. Че-
рез 2 года после внедрения этих программ попытаемся проанализировать их эффективность.
В основу исследования положим данные из различных статистических источников.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) обнародова-
ла статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Российской Федерации (РФ) за
2015 и 2016 гг. [6, 7].
Статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации за 2015 и
2016 гг. представлена в табл. 1.
Таблица 1
Статистика дорожно-транспортных происшествий
в Российской Федерации за 2015 и 2016 гг.
Год
Количество
ДТП, шт.
± % АППГ
Погибло,
чел.
± % АППГ Ранено, чел.
± % АППГ
2015
184000
-8,2
23114
-14,7
231197
-8,6
2016
173694
-5,6
20308
-12,1
221140
-4,3
Из табл. 1 видно, что за последние 2 года наблюдается стабильный процент снижения
(± % АППГ – к аналогичному периоду прошлого года) всех основных показателей безопас-
ности дорожного движения (БДД). Главным является то, что удалось сократить число по-
гибших в ДТП: в 2015 г. – на 14,7%; в 2016 г. – на 12,1%.
В работе [8] говорится, что главными факторами при совершении большого количе-
ства дорожно-транспортных происшествий и их последствий в Российской Федерации явля-
ются: 1) неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
2) нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств; 3) рост коли-
чества автомобилей на дорогах РФ; 4) недостаточный уровень подготовки курсантов в авто-
школах. Целью данного исследования являются все пункты указанной проблемы.
Основные виды ДТП в РФ за 2016 г. [7] показаны в табл. 2.
Таблица 2
Основные виды ДТП в РФ за 2016 г.
Виды ДТП
Количество
ДТП, шт.
± % АППГ
Погибло,
чел.
± % АППГ
Ранено,
чел.
± % АППГ
Всего, в т.ч.:
173694
-5,6
20308
-12,1
221140
-4,3
столкновения
ТС
72605
-3,5
8662
-8,3
111843
-2,5
наезд на пеше-
хода
52018
-8,6
5806
-17,3
49040
-7,6
опрокидывания
ТС
14103
-13,7
2234
-19,5
18241
-12,9
Анализируя табл. 2, можно сделать следующие выводы.
1. В 2016 г. в РФ на основные виды дорожно-транспортных происшествий приходи-
лось 138727 происшествий (79,8%) от общего числа ДТП.
2. Основными видами ДТП являлись: 1) столкновения ТС – 72605 штук (41,8%); 2)
наезд на пешехода – 52018 штук (29,9%); 3) опрокидывания ТС – 14103 штук (8,1%).