Previous Page  199 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 199 / 397 Next Page
Page Background

Современные технологии и автоматизация в машиностроении

199

Введение.

Проектирование, изготовление и монтаж трубопроводных систем

летательных аппаратов (ЛА) являются сложными задачами, связанными с размещением

участков магистралей трубопроводов в ограниченных пространствах, по причине плотной

компоновки (рис. 1). В связи с этим, трубопроводы имеют следующие конструктивные

особенности [1]:

Рис. 1. Пример компактного расположения трубопроводов

со сложной пространственной геометрией на РД-93

отсутствие или незначительное число прямолинейных участков;

колебание конечных координат стыковки трубопровода к элементам ЛА;

значительный ассортимент применяемых труб.

К трубопроводам предъявляются высокие требования по прочности, жесткости, гер-

метичности, коррозионной стойкости, а также по геометрической точности и состоянию по-

верхности. В соответствии с заданными нагрузками и условиями эксплуатации основными

материалами для изготовления трубопроводов являются легированные хромоникелевые ста-

ли (12Х18Н10Т, Х18Н9Т), алюминиевые сплавы (Д16, АМг6), титановые сплавы (ОТ4, ВТ6),

жаропрочные сплавы (ХН60ВТ, ХН77ТЮР) и другие материалы с высокими физико-

механическими характеристиками.

В настоящее время, на предприятия ракетно-космической и авиационной промыш-

ленности при изготовлении трубопроводов применяется так называемый «эталонный метод».

Характерной чертой данного метода является создание на этапе подготовки к произ-

водству эталонных трубопроводов, конфигурации и длины которых в точности соответству-

ют последующим серийным изделиям. Также, эталоны трубопроводов используются для из-

готовления контрольной и рабочей оснастки и ее проверки в процессе производства серий-

ных изделий.

Эталонные трубопроводы необходимо изготавливать из прочного материала для со-

хранения конфигурации при эксплуатации в цеховых условиях (условиях серийного произ-

водства). Как правило, при изготовлении эталонного трубопровода небольшого диаметра ис-

пользуется металлический пруток, для больших диаметров используется труба с увеличен-

ной толщиной стенки [2].

Использование «эталонного метода» изготовления трубопроводов характерно при

производстве многих моделей ракет и самолетов и в настоящее время является ведущим кри-

терием трубопроводного производства. Причиной отсутствия автоматизированного произ-

водства, то есть изготовления с использованием 3D-моделей, является ряд следующих фак-

торов:

отсутствие надлежащего оборудования для оцифровки эталонов и перевода суще-

ствующих изделий в электронные модели;

отсутствие оборудования для работы с электронными моделями и обеспечение ря-

да технологических операций по электронным моделям: гибка, формообразование концов

труб, сборочно-сварочные операции и т.д.

отсутствие остальных узлов летательного аппарата (ЛА) в электронном виде.

При этом, с переходом на виртуальное проектирование и изготовлением современных

летательных аппаратов в полностью цифровом виде (Sukhoy Superjet, МС-21, ракета-

носитель «Ангара») вопрос о реализации производственных процессов на базе виртуальных