

Механики XXI веку. №16 2017 г.
196
тропечь выключалась, и при достижении температуры в камере в 293К. в нее запускался воз-
дух.
Приведенная технология обезводораживания снижает концентрацию водорода в по-
верхностном слое материала. Однако, согласно [6], через некоторое время в условиях покоя
концентрация водорода восстанавливается вследствие его десорбции из глубины материала в
поверхностный слой. По этой причине, необходимо заполнить образовавшиеся при десорб-
ции водорода «пустоты» до восстановления его концентрации во всем объеме образца. Та-
ким образом, необходима комплексная технологическая обработка (КО) поверхностей тре-
ния деталей машин, которая может включать термическую обработку (ТО), высоковакуум-
ный отжиг (ВО) и ионную имплантацию (ИМ).
Одним из элементов способных снизить водородное изнашивание может являться
кремний. Внедрение ионов кремния в структуру кристаллической решетки после обезводо-
раживания, потенциально, позволит не только создать карбиды в поверхностном слое, но и
дает возможность ионам кремния занять вакансии, образовавшиеся после десорбции водоро-
да. Энергия связи и коэффициент диффузии ионных пар определяются обоими ионами.
С целью повышения износостойкости обезводороженные образцы были подвержены
ионной имплантации (ИМ). Ионное имплантирование осуществлялось на установке Везувий
3-М. В качестве имплантируемого элемента был выбран кремний. Внедрение ионов кремния
в структуру кристаллической решетки после обезводораживания потенциально позволяет не
только создать карбиды в поверхностном слое, но и дает возможность ионам кремния занять
вакансии, образовавшиеся после десорбции водорода. Ионная имплантация проводилась с
энергией ионов Е = 400 кэВ; плотностью тока ионного пучка j = 60 мкА/см
2
; дозой облуче-
ния Q = 1000 мкКул /см
2
; углом наклона ионного пучка 7
0
. Перед помещением образца в ка-
меру установки он нагревался до температуры 220
0
С.
Одной из причин эффективности предложенной технологии может являться то, что
при обезводораживании в поверхностном слое образца снижается количество биографиче-
ского водорода. В то же время при ионной имплантации поверхностный слой насыщается
ионами кремния, часть которых может образовать карбиды в поверхностном слое, часть ио-
нов может заполнить собой дефекты кристаллической решетки, такие как вакансии и дисло-
кации, часть ионов может оседать в междоузлиях решетки, создавая твердый раствор вне-
дрения. Все это может препятствовать атомарному водороду, выделившемуся из смазочного
материала или водородной среды, интенсивно проникать в поверхностный слой и концен-
трироваться в дефектах и, как следствие, приводить к водородному изнашиванию и водород-
ному охрупчиванию деталей.
Образцы после ТО, ТО + ВО, ТО + ИМ и комплексной обработки (КО) были испыта-
ны на износ. Все образцы были подвержены термической обработке. В качестве контртел
выступала термически обработанная сталь 40х с твердостью и шероховатостью идентичной
испытуемому образцу. Нагрузка составляла
P = 50 Н
. В процессе испытаний измеряли износ
по массе каждые 1000 метров. За данный путь трения образец совершал 12,7 цикла. Испыта-
ния проводились на машине трения в присутствии смазочного материала, в качестве которо-
го выступало минеральное масло Ravenol 20w-50. Температура в зоне трения поддержива-
лась равной 250
0
С.
Результаты и обсуждение.
Результаты испытаний приведены на рис. 1. Из рис. 1
видно, что обезводораживание уменьшает износ по сравнению с термически обработанной
сталью, при этом, износ после ТО + ИМ сопоставим с износом при ТО + ВО. Наименее изно-
сились образцы после комплексной обработки (КО).
Наиболее износостойким был образец с шероховатостью Ra 0,2 после комплексной
обработки, износившейся на 185 мг. В результате дисперсионного анализа эксперименталь-
ных данных износа установлено, что материал, обработка и шероховатость значимо влияют
на износ. Также анализ показал, что упрочнение ТО+ВО и ТО+ИМ сопоставимы, то есть их
влияние на износ равнозначно. Таким образом, на результат износа данные виды упрочнения
влияют одинаково и их можно рассматривать как упрочнения, дающих сопоставимый эф-