

Современные технологии и автоматизация в машиностроении
193
сти
цоп
L
– расстоянию
l
канавки от торца. При наличии резьбы, проточек и других неровно-
стей, а также, если канавок больше одной, принимаем
1
n
. В этом случае необходимо ис-
пользовать приспособления, предохраняющие кольцо от разрушения, либо обеспечить пода-
чу деформированного кольца без контакта с уплотняемой поверхностью. Если
D
и
l
пере-
менны, изменяются и параметры ЦОП.
При
2
n
диаметр сечения
цоп
D
уменьшается на 0,5...2 мм. Расстояние
l
от торца ба-
зовой детали до канавки (наиболее удаленной, если
2
n
) определяет протяженность ЦОП и
влияет, как будет показано ниже, на выбор способа деформирования:
1
цоп
L
.
Параметры ЦОП и сложность сборочного цикла определяются также числом
U
уста-
новов, предусматривающих изменение положения базовой детали при последовательной по-
даче кольца к канавкам с обоих торцов. По числу установов базовые детали можно разделить
на две группы:
монтаж ЭКД можно производить с одного торца базовой детали (
U
=1);
монтажа ЭКД необходимо производить с двух торцов базовой детали (U>1).
На сложность сборочного цикла также большое влияние оказывает профиль канавки.
Условно базовые детали можно разбить на четыре основных подкласса.
В первый подкласс входят базовые детали с простым профилем канавки под ЭКД. Эти
посадочные места стандартизированы. В них можно устанавливать как ЭКД I группы (коль-
ца круглого, Х-образного и т.п. сечений), так и часть ЭКД II группы, не требующие для своей
установки канавок сложной формы (кольца П-образного, U-образного, Y-образного и т.п.
сечений).
Во второй подкласс входят базовые детали со сложным профилем канавки, повто-
ряющим профиль ЭКД (кольца V-образного и Т-образного сечений).
В третий подкласс входят базовые детали с канавкой для установки ЭКД III группы.
В четвёртый подкласс входят базовые детали, содержащие несколько канавой различ-
ного профиля.
Таким образом, в понятие геометрической характеристики базовой детали входит
комплекс следующих элементов:
число установов
U
;
число канавок
n
;
профиль канавок;
диаметр
D
уплотняемой поверхности;
постоянство
D
;
величина
l
, определяющая расстояние от торца до наиболее удалённой канавки;
постоянство расстояния
Δl
между канавками.
Литература:
1.
Машиностроение. Энциклопедия / Ред. совет: К.В.Фролов (пред.) и др. М.:Машиностроение.
Технология сборки в машиностроении. Т. III-5 / [А.А. Гусев, В.В. Павлов, А.Г. Андреев и др.]; под общ. ред.
Ю.М. Соломенцева. 2001. – 640 с.
2.
Буренин В.В. Объёмные гидравлические приводы агрегатов технологического оборудования:
Учеб. пособие – М.: МАДИ, 1998. – 167 с
3.
Воронин А.В. Механизация и автоматизация сборки в машиностроении /А.В. Воронин, А.И.
Гречухин, А.С. Калашников и др. – М.:Машиностроение, 1985. – 272 с.
4.
Шерешевский А.Н., Тараховский А.Ю. Системный подход к анализу сборки узлов с эластичными
кольцевыми деталями /Оптимизация производственных процессов: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.Я.Копп (отв. ред.) и
др.; Севастоп. гос. техн. ун-т. – Севастополь, 1999 г. – С.145-149
5.
Буренин В.В. Новые конструкции уплотнений для подвижных соединений силовых
гидроцилиндров объёмного гидропривода строительных машин и механизмов / Механизация строительства.
2012. № 1. С. 10-14.
6.
Голубев А.И., Кондаков Л.А., ред. Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник. 2-е изд.,
перераб. и доп. Москва, Машиностроение, 1994, 448 с.