Previous Page  176 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 176 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №16 2017 г.

176

Предложено разделить объекты исследования на группы:

1- корпусные детали:

а) корпусные детали коробчатой формы в виде параллелепипеда, габариты которых

имеют одинаковый порядок:

корпуса редукторов; корпуса коробок скоростей; корпуса ко-

робок подачи;

б) корпусные детали с гладкими внутренними цилиндрическими поверхностями, про-

тяженность которых превышает их диаметр:

блоки цилиндров; двигатели; пневмо- и гидро-

аппаратура;

в) корпусные детали сложной пространственной геометрической формы:

корпуса па-

ровых, газовых турбин; центробежные насосы; вентили, краны; картер заднего моста;

г) корпусные детали с направляющими поверхностями:

столы-спутники; суппорты;

планшайбы;

д) корпусные детали типа кронштейнов, угольников, стоек, крышек.

2- детали типа диск:

а) детали, выполняющие функции кинематических звеньев механических передач

(

зубчатые колеса, звездочки, шкивы, муфты

);

б) детали, выполняющие роль статоров и роторов в машинах центробежного типа (

ра-

бочие колеса и направляющие аппараты центробежных насосов, статор турбобура

);

в) детали, выполняющие роль регулирующих, прижимных и опорных элементов, оп-

ределяющих положение других деталей в машинах (

крышки, диски, пяты, прижимные дис-

ки

).

3- детали типа вал:

а) валы с прямой осью, поддерживающей вращающиеся части машин

(вращающиеся и

неподвижные);

б) валы сложной ступенчатой конструкции;

в) валы с винтовой поверхностью.

Проведенный анализ группирования поверхностей показал, что кластерный анализ

является количественным инструментом классификации поверхностей деталей с позиции

измерения, для описания которых необходимы их размерные характеристики. Он позволяет

провести выборку на несколько групп по исследуемому признаку, проанализировать группы

(как группируются признаки), группировку объектов (как группируются объекты). С приме-

нением аппарата кластерного анализа определяем основные признаки, оказывающее основ-

ное влияние на точность и целесообразность контроля и определяем коэффициент сложности

измерения (1), который является количественным

выражением идеологии предлагаемой ме-

тодики процесса контроля (показатель, прогнозирующий эффективность использования

средств контроля, имеющихся в производственной системе).

zij

zij

zi

zi

V

K

1

(1)

где

К

zi

– оказатель на основе возможности группирования поверхностей по однород-

ности с позиции контролируемых параметров;

Vzij

– возможное средство измерения, которое

можно использовать для контроля

j

-го контролируемого параметра,

i

-ой поверхности

z

-ой

детали.

При назначении рекомендаций по методики контроля комплексный показатель слож-

ности измерения (1) должен быть больше или равен базовому показателю (закрепленному за

определенной группой деталей).

Разработанная классификация контролируемых деталей предполагает:

– снижение времени на смену и переналадку средств контроля,