

Механики XXI веку. №16 2017 г.
178
УДК 621.757
Разработка устройства для сборки уплотнительных соединений
типа «эластичный кольцевой элемент – канавка отверстия»
Тараховский А.Ю.
Севастопольский государственный университет, ул. Университетская 33, г. Севастополь, Россия
AYTarakhovskiy@sevsu.ruКлючевые слова:
уплотнительные соединения, эластичный кольцевой элемент, деформа-
ция, качество, сборка
Раскрываются специфические задачи сборки уплотнительных узлов, содержащих эластич-
ную кольцевую деталь. Указано, что для монтажа уплотнительного кольца во внутреннюю канавку
базовой детали его необходимо предварительно деформировать таким образом, чтобы радиус опи-
санной окружности деформированной формы вписывался в цилиндрическую ограничивающую по-
верхность базовой деталью. Определены условия деформирования уплотнительного кольца, исклю-
чающие его повреждения при сборке, и выявлены причины возникновения нежелательных остаточ-
ных деформаций. Рассмотрены этапы установки уплотнительного кольца в канавку базовой детали
и определен этап, оказывающий решающее влияние на надежность работы уплотнительного уст-
ройства. Проведено группирование эластичных кольцевых элементов по геометрической форме.
Разработана структура кодирования базовой детали исходя из геометрической характеристики.
Для разграничения задач сборки, обоснованного анализа методов монтажа приведена типизация
базовых деталей.
В современных условиях отечественное машиностроение сможет обеспечить выпол-
нение Государственной программы №328 «Развитие промышленности и повышение её кон-
курентоспособности» только при условии, что сможет обеспечить выпуск новейших изделий
стабильного качества в кратчайший срок.
В процессе производства изделий ведущая роль принадлежит сборке как завершаю-
щему этапу, на котором формируются основные показатели качества, надежность и долго-
вечность при эксплуатации выпускаемых объектов [1]. Опыт передовых промышленно раз-
витых стран свидетельствует, что часто обеспечить автоматическую сборку изделий не уда-
ётся даже в условиях массового производства, несмотря на то, что трудоёмкость сборочных
работ в машиностроении составляет 30…40%, а себестоимость достигает 50% от общих за-
трат на изготовление изделий [2].
Стабильное качество выпускаемой продукции можно обеспечить при автоматизации
технологических процессов. В последнее время наметился значительный рост продажи про-
мышленных роботов. К 2019 году более 1,4 миллиона новых промышленных роботов будут
установлены на заводах по всему миру - таков последний прогноз Международной федера-
ции робототехники [3]. Из них более 80% будет задействовано при переносе грузов и выпол-
нении сварочных работ. На автоматизацию сборочных процессов будет ориентировано не
более 4% новых промышленных роботов. Это связано в первую очередь с высокой трудоём-
костью программирования, которая при частой смене номенклатуры выпускаемой продук-
ции становиться недопустимо большой. Поэтому, на сегодняшний момент особую актуаль-
ность приобретает разработка универсального механизированного сборочного инструмента,
пригодного для высокоэффективного многономенклатурного серийного производства изде-
лий стабильного качества и обеспечивающего переналадку технологических средств в крат-
чайший срок.
Узлы, включающие эластичный кольцевой элемент (ЭКЭ) и жесткую базовую детали
(БД), широко используются в конструкциях машин и приборов всех отраслей современного
производства. Уплотнительные соединения, в которых посадочным местом для ЭКЭ являет-
ся внутренняя радиальная канавка, являются наиболее распространенными вследствие высо-