Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
355
Введение.
Анализ кинематических особенностей выявленных [1] 239 схем привода
исполнительных органов реальных гидрофицированных технических объектов, содержащих
501 гидроцилиндр и работающих в поле тяготения, в пределах, выше или ниже линии гори-
зонта, в условиях, обозначенных объективными требованиями и субъективными намерения-
ми эксплуатантов, позволил сделать некоторые следующие заключения.
Во-первых, рассматриваемые схемы либо уже применяются, либо могут быть исполь-
зованы в качестве привода рабочего оборудования современных ДСМ.
Во-вторых, 39,7% из них содержат один гидроцилиндр, 27,6% - два, 18,4% - три,
11,7% - четыре и 2,6% - пять. То есть, более 60% схем являются многозвенными, в большин-
стве которых функционирование как минимум одного гидроцилиндра прямо или косвенно
влияет на рабочий процесс, режим работы и параметры нагружения остальных.
В-третьих, в процессе работы привода всего 9,2% гидроцилиндров не изменяют сво-
его пространственного расположения. Из них 7% приходится на долю схем с одним гидро-
цилиндром, а оставшиеся 2,2% - с двумя.
В-четвёртых, в большинстве из них при функционировании гидроцилиндра в опорах
его корпуса (85,6%) и штока (88,6%) наблюдается силовой поворот либо вращение элемен-
тов сопряжения.
В-пятых, в 75,4% случаев гидроцилиндр с другими элементами привода образует тре-
угольник, а в 22,2% - многоугольник.
И, наконец, наибольшее распространение из всего многообразия типов гидроцилинд-
ров (Рис. 1) имеют гидроцилиндры одно- и двустороннего действия с односторонним што-
ком. Это же подтверждается отечественными и зарубежными справочными данными [1] об
ассортименте серийного и единичного выпуска гидроцилиндров различных типоразмеров, в
соответствии с которыми, доля поршневых гидроцилиндров двустороннего действия (Рис.
1.9, 1.17-1.20) составляет 85%, одностороннего действия с односторонним штоком (Рис. 1.7)
- 1%, двустороннего действия с двусторонним штоком (Рис. 1.10) - 0,5%, плунжерных - 10%
(Рис. 1.5), телескопических (Рис. 1.6, 1.8) - 1% и моментных гидроцилиндров (Рис. 1.11, 1.12)
- 2,5%.
При этом наиболее полная классификация гидроцилиндров, используемых в объектах
машиностроения, приведена в работе [2].
Рис. 1. Известная классификация гидроцилиндров [2]
Основная часть.
Возрастающие требования эксплуатантов ДСМ к их эффективности,
надёжности и работоспособности, в условиях расширения области человеческой деятельно-
сти, постоянно вносят некоторые коррективы, особенно, в части расширения их технологи-
ческих возможностей. Это требует совершенствования собственно конструкции гидрофици-
рованного привода их рабочего оборудования, в том числе, за счёт расширения его техноло-
гических возможностей, в частности, путём совершенствования применяемых в его конст-
рукции гидроцилиндров.