Современные технологии и автоматизация в машиностроении
29
верхностей; б) между свойствами каждого функционального элемента изделия, особенно-
стями его эксплуатации в машине и технологическими воздействиями средств обработки на
функциональный элемент должны существовать определенные связи, которые в ФОТ опре-
деляются и формируются на базе ряда принципов; в) реализацию технологических воздейст-
вий на каждый функциональный элемент изделия необходимо выполнять прецизионно, осо-
бо или супер прецизионно на местном уровне, производить из условия обеспечения измене-
ния его свойств в пространстве и во времени в зависимости от особенностей эксплуатации
каждого функционального элемента изделия в машине или технологической системе.
Реализуя эти положения применительно к технологическим воздействиям в процессе
ТОиР необходимо к 3-м основным этапам синтеза ФОТ (рис. 1) добавить уровень, постоянно
осуществляемый на этапе эксплуатации, при функционировании системы ТОиР.
Рис. 1. Основные этапы синтеза функционально-ориентированных технологических процессов
При этом новым содержанием наполняется каждый из указанных этапов:
- на основе диагностических и контрольных операций при ТО формируется база дан-
ных о эксплуатационных особенностях изделия, дополняется составленная
apriory
на этапе
изготовления структура эксплуатационных функций, при этом указанная база остается от-
крытой, обновляемой, пополняемой при дальнейшей эксплуатации изделия, и за счет обрат-
ной связи влияющей на базовые ФОТ изготовления;
- процессы изнашивания, изменения формы, выявления слабых мест позволяют уточ-
нить матрицу структуры функциональных элементов по уровням «глубины технологий»,
классифицировать эти уровни на новой информационной базе;
- вновь формируемые технологические воздействия при ТОиР базируются на норма-
тивных возможностях, заложенных изначально, но при выявлении существенных отклоне-
ний от реализации функций, повышенном износе, сокращение жизненного цикла, может
включить применение ФОТ, как восстанавливающих работоспособность на основе исходных
технологий, так и полное изменение ФОТ, реализуемое как при ремонте и восстановлении
деталей изделия, так в дальнейшем изменяющем базовые ФОТ.
Таким образом, ФОП к реализации технологических воздействий при ТОиР создают
постоянно развивающуюся и обновляемую систему, позволяющую непрерывно совершенст-
вовать: технологию обслуживания и ремонта; технологию изготовления нового поколения
изделий; конструктивные решения элементов ТС.
Для исследования систем, которые находятся во множестве технических состояний,
использования только классических методов теории надежности в системе ТОиР представ-
ляет существенные трудности. Ограниченность традиционных методов расчета надежности
заключается также и в том, что эти методы детально разработаны лишь для экспоненциаль-
ного распределения наработки на отказ и времени возобновления; задание резервирования
также решается комплексно.
Перечисленные выше проблемы можно устранить, если для исследования надежности
всех элементов ТС и системы ТОиР использовать метод имитационного (статистического)