Современные технологии и автоматизация в машиностроении
27
УДК 621. 793/.795, УДК 629.9, УДК 629.083
Функционально-ориентированный подход к системе
технологических воздействий при техническом
обслуживании и ремонте транспортных средств
Михайлов А.Н.
1,a
, Лукичев А.В.
1,b
, Костенко А.В.
2,c
, Сакно О.П.
3,d
1
Донецкий национальный технический университет, ул. Артема, 58, Донецк, ДНР
2
Камчатский государственный технический университет, ул. Ключевская, 35, Петропавловск-
Камчатский, Россия
3
Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, ул. Чернышевского, 24а,
Днепропетровск, Украина
a
mntk21@mail.ru, b a_lukichov@mail.ru,c
andr13kost@list.ru,
d
sakno_olga@mail.ruКлючевые слова:
технологическое воздействие, поверхностный слой, техническое обслужи-
вание, ремонт, функционально-ориентированные свойства
В статье рассмотрен функционально-ориентированный подход (ФОП) к обеспечению на-
дежности транспортных средств (ТС) на базе технологических воздействий в рамках системы
технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Обеспечение надежности деталей в течение всего
жизненного цикла зависит от как качества изготовления, так и от качества системы ТОиР. Пред-
ложена функциональная структура ТОиР. Проанализированы ее базовые, технологические, методо-
логические параметры, которые влияют на надежность. Установлено, что проведение анализа и
синтеза статистических и экспериментальных данных по надежности отдельных элементов сис-
тем и подсистем ТС и составляющих системы ТОиР в едином информационном поле позволяет
осуществлять управление их ресурсом и надежностью на основе синтеза функционально-
ориентированных технологий (ФОТ). Синтез ФОТ на каждом этапе наполняется новым информа-
ционным содержанием и новыми элементами структуры и маршрута технологических воздействий.
В результате иерархия ФОП развивается как функция времени и условий эксплуатации.
Постановка проблемы.
Изменяющиеся в процессе эксплуатации параметры поверх-
ностного слоя (ПС) существенно влияют на параметры надежности и эксплуатационные
свойства деталей: износостойкость, усталостную прочность, коррозийную стойкость. Для
обеспечения и сохранения заданного свойства ПС детали необходимо обеспечить характери-
стики поверхности, которые непосредственно влияют на необходимые свойства в процессе
эксплуатации, и поддерживать эти характеристики на необходимом уровне в течение задан-
ного срока службы.
Для этого создана и существует система ТОиР механизмов и машин. Особенно это
важно для деталей ТС, так как возможности ТОиР существенно ограничены, как длительно-
стью автономной эксплуатации, которая может составлять несколько месяцев, так и отсутст-
вием необходимой структуры обслуживания в узловых точках маршрута, повышенными
требованиями к надежности, где вероятность отказов должна приближаться к нулю. Детали,
из которых состоят узлы, агрегаты и установки различных судов работают в самых разнооб-
разных условиях. Конструктивные особенности деталей, качество их изготовления влияет на
долговечность и надежность машин (оборудования, установок и систем транспортных
средств). Поэтому учет условий эксплуатации деталей, даже их отдельных поверхностей, оп-
ределяют их срок службы, причем внезапный отказ, зачастую, просто недопустим.
Обеспечить полностью функционально-ориентированные свойства (ФОС) деталей в
процессе изготовления достаточно сложно, так как реальные условия эксплуатации могут
существенно отличаться от заданных, необходима их коррекция в процессе ТОиР, в том чис-
ле восстановление их на новом уровне. То есть ФОП должен сопутствовать деталям ТС на
протяжении всего жизненного изделия: от конструирования и изготовления, до исчерпания
полного срока эксплуатации и утилизации.
Особенно важным учет диагностической и эксплуатационной информации, получае-
мой при проведении ТОиР, является для изделий, которые впервые запускаются в серийное