Previous Page  27 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 397 Next Page
Page Background

Современные технологии и автоматизация в машиностроении

27

УДК 621. 793/.795, УДК 629.9, УДК 629.083

Функционально-ориентированный подход к системе

технологических воздействий при техническом

обслуживании и ремонте транспортных средств

Михайлов А.Н.

1,a

, Лукичев А.В.

1,b

, Костенко А.В.

2,c

, Сакно О.П.

3,d

1

Донецкий национальный технический университет, ул. Артема, 58, Донецк, ДНР

2

Камчатский государственный технический университет, ул. Ключевская, 35, Петропавловск-

Камчатский, Россия

3

Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, ул. Чернышевского, 24а,

Днепропетровск, Украина

a

mntk21@mail.ru, b a_lukichov@mail.ru,

c

andr13kost@list.ru

,

d

sakno_olga@mail.ru

Ключевые слова:

технологическое воздействие, поверхностный слой, техническое обслужи-

вание, ремонт, функционально-ориентированные свойства

В статье рассмотрен функционально-ориентированный подход (ФОП) к обеспечению на-

дежности транспортных средств (ТС) на базе технологических воздействий в рамках системы

технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Обеспечение надежности деталей в течение всего

жизненного цикла зависит от как качества изготовления, так и от качества системы ТОиР. Пред-

ложена функциональная структура ТОиР. Проанализированы ее базовые, технологические, методо-

логические параметры, которые влияют на надежность. Установлено, что проведение анализа и

синтеза статистических и экспериментальных данных по надежности отдельных элементов сис-

тем и подсистем ТС и составляющих системы ТОиР в едином информационном поле позволяет

осуществлять управление их ресурсом и надежностью на основе синтеза функционально-

ориентированных технологий (ФОТ). Синтез ФОТ на каждом этапе наполняется новым информа-

ционным содержанием и новыми элементами структуры и маршрута технологических воздействий.

В результате иерархия ФОП развивается как функция времени и условий эксплуатации.

Постановка проблемы.

Изменяющиеся в процессе эксплуатации параметры поверх-

ностного слоя (ПС) существенно влияют на параметры надежности и эксплуатационные

свойства деталей: износостойкость, усталостную прочность, коррозийную стойкость. Для

обеспечения и сохранения заданного свойства ПС детали необходимо обеспечить характери-

стики поверхности, которые непосредственно влияют на необходимые свойства в процессе

эксплуатации, и поддерживать эти характеристики на необходимом уровне в течение задан-

ного срока службы.

Для этого создана и существует система ТОиР механизмов и машин. Особенно это

важно для деталей ТС, так как возможности ТОиР существенно ограничены, как длительно-

стью автономной эксплуатации, которая может составлять несколько месяцев, так и отсутст-

вием необходимой структуры обслуживания в узловых точках маршрута, повышенными

требованиями к надежности, где вероятность отказов должна приближаться к нулю. Детали,

из которых состоят узлы, агрегаты и установки различных судов работают в самых разнооб-

разных условиях. Конструктивные особенности деталей, качество их изготовления влияет на

долговечность и надежность машин (оборудования, установок и систем транспортных

средств). Поэтому учет условий эксплуатации деталей, даже их отдельных поверхностей, оп-

ределяют их срок службы, причем внезапный отказ, зачастую, просто недопустим.

Обеспечить полностью функционально-ориентированные свойства (ФОС) деталей в

процессе изготовления достаточно сложно, так как реальные условия эксплуатации могут

существенно отличаться от заданных, необходима их коррекция в процессе ТОиР, в том чис-

ле восстановление их на новом уровне. То есть ФОП должен сопутствовать деталям ТС на

протяжении всего жизненного изделия: от конструирования и изготовления, до исчерпания

полного срока эксплуатации и утилизации.

Особенно важным учет диагностической и эксплуатационной информации, получае-

мой при проведении ТОиР, является для изделий, которые впервые запускаются в серийное