Современные технологии и автоматизация в машиностроении
31
- ресурсы времени;
- пространственные ресурсы - это площади и объемы для реализации процессов;
- энергетические ресурсы образуют разные источники (атомные, ветровые, электрические, сол-
нечные, горюче-смазочные, мускульная энергия и др.);
- кадровые ресурсы, состоящие из исполнителей и руководителей;
- материальные ресурсы, к которымотносится элементная база, природные ресурсы, всевозможные
веществаи др., которыеобеспечиваются отделамиматериально-технического снабжения;
- наукоемкаяинформация, системныйподход, обеспечивающий совершенствованиеФОП.
3. Процессы ТОиР – множества технологических воздействий, включающие процессы
обеспечения работоспособности, которые разделяют на процедуры (обслуживание, включая
ежедневное, ремонт, диагностика) и операции (поиск неисправностей, их устранение, плано-
вые регламентные работы, замена узлов, восстановление свойств, заказ запасных частей и
т.д.). Сочетание процедур на базе ФОП определяет стратегию ТОиР, реализуемую непре-
рывно в течение всего срока эксплуатации.
4. Средства ТОиР – множества, включающие технические средства (ремонтное и тех-
нологическое оборудование, инструменты, стенды, промышленные здания и др).
5. Методы ТОиР включают разработанные технологии выполнения операций, пути и
направления их совершенствования в направлении ФОТ, их наполненность, а совокупность
стратегий и методов деятельности в этом направлении можно считать методологией ТОиР
для обеспечения надежности.
Связи между элементами множеств системы, реализующие ФОП, превращают набор
отдельных элементов проектирования, конструирования, производства, ТОиР в единую сис-
тему обеспечения жизненного цикла изделий. Характер связей определяется теми отноше-
ниями, в которые вступают между собой факторы. Огромное количество элементов во мно-
жествах системы производства и ТОиР делает множества связей настолько большим и раз-
нообразным, что задание организации связей между факторами является одной из самых
сложных задач в методологии.
Реализация предложенного комплексного подхода нуждается в создании единой базы
статистических, эксплуатационных, диагностических данных, которая должна существовать
в общем информационном пространстве и быть основой для принятия решений и управления
процессами, которые непосредственно влияют на надежность ТС. Кроме того обязательно
необходимо в этом же информационном пространстве рассматривать психологические фак-
торы, которые связаны с человеческим фактором (механики, водители, эксплуатационщики,
работники технической службы, диспетчеры, руководители). Чтобы система ТОиР стала ра-
ботающим инструментом, механизмом получения необходимого результата, нужно с помо-
щью установленных связей разрабатывать порядок взаимодействия элементов приведенных
множеств.
Вывод.
Комплексный функционально-ориентированный подход к обеспечению на-
дежности ТС на всех этапах их жизненного цикла, позволяет за счет анализа и синтеза стати-
стических и экспериментальных данных по надежности отдельных элементов систем и под-
систем ТС и составляющих системы ТОиР в едином информационном поле, позволяет
управлять их ресурсом и надежностью за счет осуществления необходимых технологических
воздействий, разработанных на базе синтеза ФОТ и совершенствования технологических
процессов изготовления.
Литература:
1.
Рыжов Э.В. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин / О.В.
Рыжов, А.Г. Суслов, В.П. Федоров. – М. : Машиностроение, 1979. – 176 с.
2.
Михайлов А.Н. Общий подход в создании функционально-ориентированных и интегрированных
технологий машиностроения // Машиностроение и техносфера XXI века: сб. тр. XII Междунар. науч.-техн.
конф., г. Севастополь, 2005 г., 12-17 сентября: в 5 т. – Т. 2. – Донецк: ДонНТУ, 2005. – С. 261-275.
3.
Михайлов А.Н. Основы синтеза функционально-ориентированных технологий / Михайлов А.Н. –
Донецк: ДонНТУ, 2009. – 346 с.