Previous Page  28 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №16 2017 г.

28

производство или уникальных. При этом данные о ФОС деталей и узлов, весьма ориентиро-

вочны, или полностью отсутствуют, и определяются среднестатистическими или аналоговы-

ми методами, что может привести к существенным ошибкам при разработке технологии из-

готовления, а значит к снижению срока службы и повышенной склонностью к аварийным

ситуациям.

Анализ последних исследований и публикаций.

Актуальным направлением в фор-

мировании качества поверхности являются ФОТ. Требования к качеству выпускаемых ма-

шин непрерывно возрастают, а, значит, повышаются требования к эксплуатационным свой-

ствам деталей. Например, до 80% случаев выхода из строя машин при эксплуатации проис-

ходит из-за износа в сопряжениях узлов трения; детали машин, работающие в активных сре-

дах, нередко выходят из строя из-за интенсивного их корродирования [1]. В связи с этим ак-

туальны научные разработки технологий, обеспечивающие качество деталей пар трения, к

рабочим поверхностям которых предъявляются высокие требования по прочности и износо-

стойкости, создание новых технологических воздействий [2, 3, 4, 5, 6].

Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует, что проблема повы-

шения надежности ТС эффективности проведения ТОиР, с учетом реальных условий экс-

плуатации является актуальной. Вопросом исследования основных принципов обеспечения

работоспособности ТС, на основе исследования их надежности, посвящены работы Анило-

вича В.Я., Говорущенко М.Я., Крагельского И.В., Кузнецова Е.С., Проникова А.С. и многих

других авторов. Также они много внимания уделяли роли именно организации системы тех-

нической эксплуатации ТС в улучшении основных показателей надежности, а именно долго-

вечности, безопасности, работоспособности.

Анализ исследований Репина С.В., Гриффа М.И., Канторера С.Е. показывает, что эф-

фективность эксплуатации машин в значительной степени определяется уровнем их надеж-

ности, которая формируется на всех этапах жизненного цикла. Кроме снижения эффективно-

сти и производительности, недостаток надежности повышает техногенный риск (Болотин

В.В., Половко А.М., Едельман В.И.), который характеризует достоверность отказов ТС, ко-

торые приводят к авариям, экономическим, экологическим и другим видам ущерба, и сни-

жают в конечном итоге эффективность. Поэтому особенно важно управлять надежностью,

ФОС именно на этапе эксплуатации, когда ТС реализует свое назначение, для чего также не-

обходимо учитывать субъективные факторы и психофизиологическое состояние всего пер-

сонала, связанного с выполнением транспортной работы и проведением ТОиР [7, 8].

Цель статьи

- усовершенствование комплексного ФОП к обеспечению надежности

ТС на всех этапах его жизненного цикла, на основании системного анализа составляющих,

которые влияют на ФОС и показатели надежности и реализуются в процессе ТОиР.

Материалы и результаты исследования

.

Поскольку, эксплуатационные свойства

деталей напрямую зависят от технологии обработки деталей, то поиск новых или усовершен-

ствование уже известных технологий изготовления деталей является актуальной задачей,

требующей соответствующих научных изысканий.

Суслов А.Г. отмечает, что процесс эксплуатации детали можно рассматривать как

продолжение технологии ее обработки. Развивая эту мысль, можно сказать, что процесс экс-

плуатации также является продолжением технологических воздействий при ТОиР. При этом

разрабатывать эти воздействия необходимо, используя ФОП.

Функционально-ориентированные технологии [3] относятся к новому классу техноло-

гий, обеспечивающих при изготовлении качественно новую совокупность свойств изделий.

Они позволяют полностью адаптировать изделия при изготовлении к особенностям их экс-

плуатации в машине или технологической системе, а также обеспечить заданный, требуемый

или предельный их эксплуатационный потенциал.

Основная идея создания ФОТ базируется на следующих положениях: а) в технологии

машиностроения при составлении технологического процесса принято каждое изделие раз-

бивать на исполнительные поверхности, и технологический процесс проектировать, основы-

ваясь на определенной последовательности обеспечения свойств этих исполнительных по-