Previous Page  286 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 286 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 16 2017 г.

286

КОНСТРУКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

СВОЙСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

УДК 629.113

Программный комплекс для численного

анализа колебаний подвески автомобиля

Часть 1. Построение модели возмущающего

воздействия неровностей дороги

Рыков С.П.

a

, Коваль В.С.

b

, Рыкова О.А.

c

Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия

a

RSP7-8-48@rambler.ru,

b

koval.supra@yandex.ru,

c

Olga.tonoyn@mail.ru

Ключевые слова:

подвеска автомобиля, колебания, звено сглаживания, случайный микро-

профиль дороги, численный анализ, программный комплекс

В статье приводится подробное описание программного комплекса, разработанного для чис-

ленного анализа колебаний динамических систем, эквивалентных подвеске автомобиля. Даётся блок-

схема комплекса и раскрывается содержание отдельных элементов, включая моделирование случай-

ного микропрофиля дорог, моделирование звена переменного сглаживания шиной неровностей доро-

ги, расчет статических и частотных характеристик, моделирование колебаний подвески. В первой

части статьи более подробно изложен метод моделирования случайного микропрофиля дороги,

включая генерацию «белого» шума, формирование передаточной функции методом факторизации,

построение импульсной переходной функции и формирование искомого случайного микропрофиля с

заданным видом корреляционной функции, даётся оценка точности и адекватности моделирования.

Приводятся диаграммы с нормированными корреляционными функциями для пяти испытательных

дорог автополигона НИЦИАМТ смоделированных микропрофилей в сравнении с соответствующими

корреляционными функциями, полученными аппроксимацией результатов обработки неровностей

реальных дорог автополигона.

Введение.

Как было отмечено ранее [9, 11, 15], получение достоверных результатов о

функционировании звена переменного сглаживания в составе колебательной системы, экви-

валентной подвеске автомобиля, и оценка влияния на подвеску новой модели сглаживающей

способности шины возможны только с использованием численных методов анализа. Такой

подход предполагает численное моделирование как функции микропрофиля испытательной

дороги, так и уравнений движения колебательной системы при наличии звена переменного

сглаживания и обратной связи от элементов подвески на параметр сглаживания этого звена.

Потребность в создании нового программного комплекса обусловлена, во-первых, по-

явлением персональных ЭВМ, обладающих высоким быстродействием, большой оператив-

ной памятью и развитым программным обеспечением, во-вторых, необходимостью ввода в

расчеты колебаний подвески новых представлений о работе пневматической шины, в част-

ности: учет упругой неоднородности покрышки, определение стабильности контакта колеса

с дорогой и др. и, в-третьих, желанием более объемной и качественной оценки статистиче-

ских и частотных характеристик исследуемых процессов и систем.

Блок-схема программного комплекса.

При разработке программного комплекса

ставились следующие задачи:

1) возможность моделирования случайного микропрофиля испытательных дорог ав-

тополигона НИЦИАМТа;

2) возможность моделирования различных колебательных систем, эквивалентных

подвеске автомобиля;

3) возможность исследования колебаний систем с учетом эффекта переменного сгла-

живания шиной неровностей дороги;