

Механики XXI веку. №16 2017 г.
98
УДК 621.7
Особенности схем технологических воздействий
отделочно-упрочняющей обработки
цилиндровых втулок судовых дизелей
Михайлов А.Н.
1,a
,Костенко А.В.
2,b
1
Донецкий национальный технический университет, ул. Артема, 58, Донецк, 83001, Донецкая Народ-
ная Республика
2
Камчатский государственный технический университет, ул. Ключевская 35, г. Петропавловск-
Камчатский, 683003, Российская Федерация
а
tm@fimm.donntu.org,
b
andr13kost@list.ruКлючевые слова:
функционально-ориентированная технология, судовой дизель, цилиндро-
вая втулка, схема технологического воздействия, отделочно-упрочняющая обработка, поверхностный
слой
Одной из самых нагруженных и ответственных деталей судовых дизелей является цилиндро-
вая втулка. Составление схем технологических воздействий являются важным этапом проектиро-
вания технологического процесса изготовления цилиндровых втулок на основе функционально-
ориентированного подхода, поскольку реализуют необходимые свойства детали. В статье приведен
типовой технологический процесс изготовления цилиндровых втулок. Показано, что химико-
термическая обработка является распространенным способом достижения нужных свойств по-
верхности. Показано, что функционально-ориентированный подход позволяет исправить такой не-
достаток химико-термической обработки как невозможность создания поверхности с изменяющи-
мися свойствами. Приведено геометрическое отображение схем реализации технологических воз-
действий для поверхностей и поверхностных слоев, а также показано математическое описание
схем технологических воздействий. Функционально-ориентированный подход позволяет выбрать
метод или комбинацию методов отделочно-упрочняющей обработки в соответствии со схемой
технологических воздействий, реализующих необходимые эксплуатационные свойства детали.
Введение.
Надежность эксплуатации судов во многом зависит от надежности работы
судовых дизелей, которые состоят из деталей, работающих в тяжелых условиях. Одной из
самых нагруженных и ответственных деталей судовых дизелей является цилиндровая втулка.
Совершенствование технологии изготовления втулки позволит решить комплексную задачу
повышения надежности и работоспособности дизелей и судов в целом, уменьшая затраты на
ремонт и потери, связанные с простоем судов, что актуально для рыболовного флота.
Первичным этапом жизненного цикла деталей является эксплуатация, поэтому анализ
особенностей эксплуатации деталей позволяет точно изучить условия работы, нагружен-
ность и другие важные данные для проектирования технологии изготовления или восстанов-
ления [1]. Цилиндровые втулки судовых испытывают напряжения от максимального давле-
ния газов, от бокового давления поршня, а также тепловые напряжения. Помимо этого из-за
трения, возникающего между движущимися кольцами и зеркалом цилиндра, возникает абра-
зивный износ. Из-за действия горючей смеси, отработавших газов, а также воздействия ох-
лаждающей жидкости возникают коррозия и эрозия металла. Условия нагружения втулок
предопределяют тот факт, что негативные явления или процессы зарождаются и развивают-
ся, как правило, на поверхности втулки, поэтому при изготовлении используются различные
методы отделочно-упрочняющих обработок (ОУО) с целью повышения твердости и прочно-
сти поверхностного слоя. Однако в силу особенностей работы втулки, подвергающейся
сложному нагружению [2]. Необходим новый подход к проектированию и осуществлению
технологического процесса получения втулки.