

Механики XXI веку. №16 2017 г.
102
Выводы.
Цилиндровая втулка является ответственной и нагруженной деталью судо-
вых дизелей. Изучение условий ее работы при эксплуатации позволит получить информа-
цию, необходимую для проектирования технологии изготовления на основе функционально-
ориентированного подхода. В частности, позволит выбрать в соответствии со схемой техно-
логических воздействий наиболее оптимальный метод ОУО или комбинацию таких методов
с целью реализации на поверхности цилиндровой втулки необходимые эксплуатационные
свойства, в том числе изменяющиеся.
Литература:
1.
Суслов А.Г. Методология разработки новых наукоёмких технологических методов
обработки рабочих поверхностей деталей машин / А.Г. Суслов // Наукоемкие технологии в
машиностроении. – 2011. - №1. – С. 4-7.
2.
Костенко А. В. Синтез структуры функционально-ориентированного процесса
изготовления цилиндровых втулок на основе анализа работы судовых дизелей / А. В. Костенко //
Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.
– 2017. – Т. 9. – № 1. – С. 176-186.
3.
Технология производства судовых энергетических установок / П.А. Дорошенко, А.Г.
Рохлин, В.П.Булатов и др. – Л.: Судостроение, 1988. – 440 с.
4.
Улашкин А.П. Выбор отделочно-упрочняющих методов обработки (для повышения
износостойкости деталей машин) / А.П. Улашкин. – Хабаровск: Изд-во
Хабар.гос.техн.ун-та, 1998. –
103 с.
5.
Михайлов А.Н. Основы синтеза функционально-ориентированных технологий
машиностроения / А.Н. Михайлов. – Донецк: ДонНТУ, 2009. – 346 с.
Features of technological impacts schemes of finishing-hardening
treatment of cylinder bushings of diesel engines
Mikhaylov А.N.
1,a
, Коstenko А.V.
2,b
1
Donetsk National Technical University, 58 Artema st, 83001, Donetsk, 83001, Donetsk People's Republic
2
Kamchatka State Technical University, 35 Kluchewskaya st, 683003, Petropavlovsk-Kamchatskу, Russian
Federation
а
tm@mech.dgtu.donetsk.ua,b
andr13kost@list.ruKeywords:
functional-oriented technology, ship diesel, cylinder bushing, technological treatment
scheme, finishing-hardening treatment, strand shell
Cylinder bushing is one of the most loaded and responsible parts of marine diesels. Drawing up
technological impact schemes is an important stage in the design of the technological process for the manu-
facture of cylinder bushings on the basis of a functional-oriented approach. Schemas implement the neces-
sary properties of the detail. The article presents a typical technological process for the manufacture of cyl-
inder bushings. It is shown that chemical-thermal treatment is a common way to achieve the desired surface
properties. The disadvantage of the chemical-thermal treatment lies in the impossibility of creating a surface
with changing properties. Functional-oriented approach allows correcting this disadvantage. A geometric
representation of the schemes for realizing technological impacts for surfaces and surface layers is given.
Also a mathematical description of the schemes of technological impacts is shown. The functionally oriented
approach allows choosing a method or a combination of finishing-hardening treatment methods in accor-
dance with the scheme of technological impacts realizing the necessary operational properties of the detail.