

Механики XXI веку. №16 2017 г.
92
,0
t
P
A
,0
t
P
C
,0
t
P
D
то можно считать создание предпосылок ненормального функционирования или ава-
рийной ситуации. Создается угроза опрокидыванию ГПМ, для предотвращения которой по-
дается сигнал машинисту, и, если не последовало никакой реакции, система управления мед-
ленно останавливает поворот, блокирует возможность движения в эту сторону. Машинисту
дается возможность уменьшить опрокидывающий момент, тем самым снизить нагрузку на
аварийную опору. Это может достигаться уменьшением вылета стрелы, увеличением угла
наклона стрелы к горизонту, т.е. уменьшением расстояний от центра тяжести крановой уста-
новки до центров тяжести стрелы и груза, что влияет на воспринимаемые выносными опора-
ми нагрузки.
Выбрав изменение давления в гидроцилиндрах выносных опор за контролируемый
параметр, легко показать, что максимальное значение коэффициента устойчивости будет в
том случае, пока соблюдается условие нормального функционирования или эталонная ком-
бинация:
,0
t
P
A
,0
t
P
C
.0
t
P
D
Если скорость изменения давления рабочей жидкости в гидроцилиндре не начнет из-
меняться в сторону увеличения или изменения знака на положительный, а продолжит оста-
ваться неизменным, то поворот стрелы будет возможен только в сторону разгрузки аварий-
ной опоры.
Постоянный контроль параметров, определяющих устойчивость крана, осуществляет-
ся датчиками давления, сигналы с которых поступают на аналогоцифровой преобразователь
с целью представления в удобную для обработки форму.
Обработка поступающей информации осуществляется с помощью микропроцессорно-
го модуля на базе микропроцессора с постоянным запоминающим устройством и оператив-
ным запоминающим устройством.
Реализация исполнительной части требует минимальной модернизации конструкции
гидравлического оборудования механизма поворота стрелы (установка регулируемого акси-
ально-поршневого гидродвигателя) и гидравлического оборудования опорного контура (ос-
нащение датчиками давления).
Вопросам обеспечения устойчивости стреловых кранов в условиях ненормированных
внешних воздействий посвящено достаточно большое количество работ, например, [5, 6].
Отличительными чертами способа управления устойчивостью мобильного грузоподъемного
крана и устройства для его осуществления является: способ учитывает возможность случай-
ной просадки грунта под опорами, результатом установления предаварийной ситуации явля-
ется активное управление устойчивостью, которое не исключает движения в сторону ава-
рийной опоры в случае достижения критического момента, когда будет выполняться условие
нормального функционирования или составленные контрольные комбинации изменения
скоростей давления будут соответствовать эталонным; устройство для реализации способа
управления устойчивостью мобильного грузоподъемного крана универсально, так как в ос-
нове его действий лежит математическая модель ГПМ, находящаяся в памяти бортового
микропроцессора, и может быть изменена в зависимости от типа крана и его индивидуаль-
ных особенностей и усложнена (вес стрелы, учет динамических нагрузок, изменения пара-
метров стрелы на одном кране) при предъявлении более жестких требований и по мере раз-
вития исследований (т.е. устойчива к моральному старению).
Литература:
1.
Алгоритмы нечёткой логики в управлении устойчивостью стационарного башенного крана / П.А.
Сорокин, В.Ю. Анцев, А.В. Редькин, В.А. Обыдёнов // Известия Тульского государственного университета.
Технические науки. 2011. Вып. 4. С. 238-245.
2.
Исследование устойчивости мобильных грузоподъемных машин методом конечных элементов /
Обыденов В.А., Анцев В.Ю., Сорокин П.А., Мишин А.В. // Известия Тульского государственного университета.
Технические науки. 2011. Вып. 3. С. 30-36.