Previous Page  247 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 247 / 397 Next Page
Page Background

Материаловедение, динамика и прочность машин и механизмов

247

УДК 621.793.74

Влияние режимов плазменного напыления на остаточные

напряжения в износостойких покрытиях

Зверев Е.А.

а

, Скиба В.Ю.

b

, Вахрушев Н.В.

c

, Гаврилов А.К.

d

Новосибирский государственный технический университет, пр. К. Маркса 20, г. Новосибирск, 630073,

Россия

а

egor_z@ngs.ru

,

b

skeeba_vadim@mail.ru

,

c vah_nikit@mail.ru

,

d

alegavr2014@yandex.ru

Ключевые слова:

плазменное напыление, износостойкое покрытие, остаточные напряжения,

высокохромистый чугун

В работе представлены результаты исследования характера влияния режимов плазменного

напыления на уровень остаточных напряжений в покрытиях. Одной из причин низкой прочности

сцепления покрытий с основой является формирование остаточных напряжений в покрытии. Уро-

вень остаточных напряжений существенным образом зависит от режимов напыления. Анализ по-

лученных экспериментальных данных показал, что в процессе напыления знак напряжений не изме-

няется. Величина растягивающих напряжений главным образом зависит от температуры нагрева

образцов, а наибольшее влияние на нее оказывает ток дуги плазмотрона. Увеличение силы тока при-

водит к росту температуры основы, что объясняется ростом тепловой мощности плазменной

струи. Повышение расхода плазмообразующего газа влечет за собой снижение температуры образ-

цов, поскольку уменьшается теплосодержание плазмы. Увеличение дистанции напыления оказывает

схожее воздействие, и ее увеличение приводит к снижению температуры основы.

Введение.

Для формирования поверхностных слоев деталей машин с заданными по-

казателями качества в настоящее время применяются самые различные методы упрочнения.

Важное место среди них занимает плазменное напыление износостойких покрытий [1-3].

Сочетание покрытия, обладающего высоким уровнем физико-механических и эксплуатаци-

онных свойств, с пластичной, вязкой и трещиностойкой основой является одним из наиболее

перспективных направлений развития современной технологии машиностроения, поскольку

позволяет получить большой экономический эффект. В общем случае качество покрытий

характеризуется следующими показателями: адгезионной прочностью (прочностью сцепле-

ния покрытия с основой), когезионной прочностью (прочностью соединения частиц порошка

между собой), пористостью, равномерностью толщины покрытия, а также уровнем остаточ-

ных напряжений.

Как известно, одной из причин относительно низкой прочности сцепления покрытий с

основой является формирование в слое больших остаточных напряжений [4], которые имеют

знакопеременный характер (чаще всего они растягивающие). Их возникновение – следствие

напыления расплавленных частиц порошка на поверхность детали, обладающую значитель-

но более низкой температурой, различия в коэффициентах теплового расширения, усадки

при кристаллизации частиц, деформации и наклепа частиц при ударе с упрочняемой поверх-

ностью. На практике уровень остаточных напряжений существенным образом зависит от ре-

жимов напыления и жесткости системы "покрытие-основа". При высокой жесткости основы

и большой толщине покрытия напряжения могут привести к образованию трещин в слое или

даже к его отслоению от основы.

Работа выполнена при финансовой поддержке в рамках Тематического плана НИР НГТУ по проекту

ТП-ПТМ-1_17.