Previous Page  243 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 243 / 397 Next Page
Page Background

Материаловедение, динамика и прочность машин и механизмов

243

На основе обработки данных получены следующие функциональные зависимости

скорости роста трещин (мм/ч) от времени их роста (ч):

. 10 811 .9 10 066 .1

10 855 .1

10 184 .8

; 255 .0 10 722 .5

10 364 .1

10 386 .8

3

3

25

38

3

24

37

 

 

t

t

t

v

t

t

t

v

ширина

длина

(2)

В приведенной ниже таблице 3 представлены сведения о приросте ресурса лопастей с

учетом времени докритического роста усталостной трещины на примере 10 образцов из чис-

ла прошедших испытания.

Таблица 3

об-

раз-

ца

Исходный

ресурс, ч

Время медленного

роста трещины, ч

Максимальная

скорость рос-

та трещины,

мм/ч

Прирост

ресурса,

%

1

182

1,834

9,1

2

196

2,451

9,8

3

171

1,438

8,55

4

153

0,941

7,6

5

145

0,773

7,2

6

162

1,168

8,1

7

186

1,997

9,3

8

144

0,755

7,2

9

103

0,314

5,1

10

2000

154

0,964

7,7

Выводы

При базе испытаний

7

106,1

N

циклов нагружения максимальное значение напря-

жения, при котором в образцах лопастей не развиваются усталостные трещины, составляет

МПа

94,76

1

. При превышении данного значения начинается медленный рост усталост-

ной трещины, который продолжается в среднем 165 часов. Минимальное время роста соста-

вило 103 часа, это равняется 5,1% от исходного срока эксплуатации лопасти (2000 часов). В

лопастях, в которых трещина развивалась более 200 часов, скорость ее роста превышала 2,6

мм/час, что создало бы опасность ее разрушения при эксплуатации.

Полученные данные могут быть использованы для увеличения срока службы лопа-

стей, а также оптимизации технологии их производства на ЗАО «Улан-Удэнский лопастной

завод».

Литература:

1.

Бохоева Л. А., Курохтин В. Ю., Жерлова Е. А. Исследование роста трещин в изделиях авиационной

техники на основе натурных испытаний // Сборник научных трудов. Серия: механика конструкций и материалов

(композиционные материалы и наноматериалы). 2016. Вып. 1. С. 57-68.

2.

Курохтин В. Ю. Определение усталостных характеристик лопасти винта вертолета на основе стендовых

испытаний // Проблемы механики современных машин: материалы VI международной конференции. 2015. Т. 1. С.

173-177.

3.

Хажинский Г. М. Основы расчетов на усталость и длительную прочность. М.: Ленанд, 2016. 168 с.

4.

Бохоева Л. А., Рогов В. Е., Курохтин В. Ю., Перевалов А. В., Чермошенцева А. С. Определение

ресурсных характеристик изделий авиационной техники на основе стендовых испытаний с использованием

компьютерных технологий на примере лопасти винта вертолета // Системы. Методы. Технологии. 2015. № 4. С. 36-

42.

5.

Зуев Л. Б., Данилов В. И. Физические основы прочности материалов. Долгопрудный: Интеллект, 2013.

376 с.

6.

Небелов Е. В., Потоцкий М. В., Родионов А. В., Горский А. Н. Механизм развития повреждений

лопастей воздушного винта из композиционных материалов при воздействии поражающих элементов // Вестник

Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 1. С. 26-31.

7.

Потапов С. Д., Перепелица Д. Д. Исследование влияния остаточных напряжений в зоне расположения

трещины на скорость ее роста при циклическом нагружении // Вестник Московского авиационного института. 2014.

Т. 21. № 1. С. 104-110.