Previous Page  240 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 240 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №16 2017 г.

240

УДК 539.3

Определение скорости роста усталостных трещин

в лопастях винта вертолета

Курохтин В.Ю.

1,a

, Бохоева Л.А.

1,b

, Кибирева Е.Е.

1,c

1

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, ул. Ключевская 40в

стр. 1, Улан-Удэ, Россия

a

kurokhtin91@gmail.com

,

b bohoeva@yandex.ru

,

с vip.kibireva@mail.ru

Ключевые слова

: лопасть, усталостные испытания, трещина, ресурс, предел выносливости

В данной статье решается проблема, увеличения срока службы лопастей винта вертолета,

путем включения в него времени докритического роста усталостной трещины. В ходе проведения

усталостных испытаний лопастей с применением тензометрической аппаратуры и контрольно-

измерительной системы в режиме реального времени снимаются показания напряжений и дефор-

маций в лопасти и передаются на персональный компьютер, где сохраняются в архиве испытаний.

Одновременно производится видеозапись процесса подрастания усталостной трещины в лопасти.

Полученные данные проходят обработку, по итогам определяется скорость роста трещины в зави-

симости от времени ее роста. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что срок службы

лопастей может быть увеличен как минимум на 5,1% от исходного, который составляет 2000 ча-

сов полета.

Введение

Ресурс лопастей винта вертолета, как и других деталей машин, зависит от следующих

факторов: усталостного разрушения, износа, остаточных деформаций и других [1]. При этом

процесс медленного подрастания трещин усталости ведет к необходимости оценки скорости

их роста по причине того, что срок службы деталей машин может быть увеличен путем

включения в него периода докритического роста трещины.

Выводы о ресурсе деталей машин делают по итогам ресурсных испытаний, когда в

условиях лаборатории воспроизводят нагрузки, которые испытывает конструкция во время

эксплуатации [2]. Одной из разновидностей ресурсных испытаний являются усталостные ис-

пытания, когда испытываемые изделия подвергают воздействию динамических нагрузок, оп-

ределяемых программой испытаний. Основной критерий признания испытаний успешными –

отсутствие усталостных трещин в любой степени развития после отработки определенного

числа циклов нагружения [3]. При этом процесс докритического роста трещин не принима-

ется во внимание, хотя практика испытаний показывает, что даже с имеющейся трещиной

конструкция способна работать еще довольно продолжительное время. В связи с этим возни-

кает вопрос: насколько может быть увеличен срок службы лопасти, если включить в него

время медленного роста усталостной трещины? Данная задача решается путем проведения

усталостных испытаний лопастей с одновременной видеосъемкой, позволяющей определить

скорость докритического роста трещины, и последующей обработкой полученных данных.

Методика

Лаборатория «Надежность, прочность изделий и конструкций» при ООО «МИП «Бай-

кальский научный центр прочности» проводит ресурсные испытания лопастей винта верто-

лета [4]. Лопасти изготавливаются из алюминиевого сплава АВТ-1. Испытания проводятся

на специальных стендах по программе №Л-24-82 (Испытаний на выносливость образцов ло-

пасти несущего винта) и ГОСТ РВ 15.307-2002. Схема испытательного стенда изображена на

рис. 1.

Процесс испытаний начинается с входного контроля образцов. Далее производится

подготовка образцов к испытаниям, которая включает в себя наклеивание на них тензодат-

чиков, настройку измерительных каналов и другие подобные операции [5]. Далее на образцы

подается статическая растягивающая нагрузка. После достижения расчетного уровня напря-