

Современные технологии и автоматизация в машиностроении
117
а)
б)
в)
г)
Рис. 2. Примеры техники и оборудования, в которых практикуется внедрение спироидной передачи: а) военная
техника (подъёмный привод пушки танка); б) медицинское оборудование (высокоточное перемещение столов и
других механизмов); в) подъёмно-транспортные механизмы (привод эскалатора); г) промышленный робот
Вместе с тем, технология и режимы формообразования зубьев спироидных колес ос-
таётся за рамками общедоступных справочников и справочных пособий. Практически отсут-
ствуют сведения о влиянии режимов обработки на параметры, определяющие точность спи-
роидных зубчатых колёс, что не позволяет прогнозировать качество зацеплений и соответст-
венно возможности механизмов, в которых эти зацепления применяются.
Проведенный в работе анализ пространства формирования зубьев спироидных колес
является начальным этапом создания математической модели формообразования, позво-
ляющего оптимизировать соотношение – круговой и осевой подач врезания, количественно
прогнозировать значения параметров точности спироидного зубчатого венца, а следователь-
но, качество передачи в целом.
Произведено определение количества активных зубьев фрезы (червячной) при обра-
ботке спироидного колеса (рис. 3).
Рис. 3. Основные параметры методики определения количества активных зубьев червячной фрезы
Число активных витков фрезы:
m
wa br wa ar
an
2 2 2 2
318 ,0 0
,
(1)