

Современные технологии и автоматизация в машиностроении
119
На рис. 5 представлены варианты схем резания в плоскости XZ (рис. 4) червячной
фрезой, у которой левые и правые лезвия зубьев имеют наклон в 10˚ и 30˚ соответственно. В
схеме формообразования "а" представлены резы зубьев при обкате, большая нагрузка на-
блюдается у ножки зуба и уменьшается к вершине, а на вершинном лезвии нагрузка практи-
чески отсутствует. Вариант "б" отражает нагрузку режущих лезвий червячной фрезы при
врезании. В этом случае максимально нагружено вершинное лезвие, а минимально – левое
режущее лезвие. При совмещении обката и врезания (в) нагрузка правого и левого режущего
лезвия существенно меняется. Главным фактором нагрузки зубьев червячной фрезы при на-
резании зубьев спироидного колеса является вершинное режущее лезвие, которое восприни-
мает максимальную нагрузку вдоль всей кромки в течении всей обработки.
Проведенный анализ формообразования зубьев спироидных колёс позволяет сделать
следующие выводы: активная суммарная длина режущих лезвий червячной фрезы с зубча-
тым венцом спироидного колеса больше, чем при сопоставимой обработке обычного червяч-
ного колеса; нагрузка на технологическую систему, считая её пропорциональной активной
длине режущих лезвий инструмента при сопоставляемых режимах обработки больше, чем
при обработке червячных зубчатых колёс; для обеспечения равномерной нагрузки техноло-
гической системы желательно сочетать окружную подачу и подачу врезания – осевую или
тангенциальную.
Литература:
1.
Goldfarb V.I. What we know about spiroid gearing. Proceedings of the International Conference on
Mechanical Transmissions. China. Vol. 1. Science Press. 2006. P. 19 – 26.
2.
Анферов В.Н., Ткачук А.П., Сергеева И.В., Кузьмин А.В. Сравнительная оценка
антифрикционных свойств трансмиссионных масел для спироидных передач // Известия Самарского научного
центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 4 (3). С. 671 – 675.
3.
Анферов В.Н, Гончаренко Д.А. Оптимизация зацепления спироидных передач со стальными
парами // Проблемы механики современных машин. 2015. Т. 2. С. 16 – 21.
4.
Верещагин М.О. Подход к проектированию спироидной цилиндрической передачи при малом
передаточном отношении // Интеллектуальные системы в производстве. 2014. № 1 (23). С. 28 – 31.
5.
Гольдфарб В.И. Научная школа института механики в области развития теории и практики
спироидных передач // Интеллектуальные системы в производстве. 2014. № 2. (24). С. 31 – 35.
6.
Гольдфарб В.И., Макаров В.В., Маслов В.М. Перспективы развития приводной техники для
трубопроводной арматуры // Арматуростроение. 2005. № 5 (37). С. 43 – 45.
7.
Гольдфарб В.И., Трубачев Е.С., Кузнецов А.С., Корнилов А.А. Экспериментальные исследования
низкоскоростных тяжелонагруженных спироидных редукторов // Интеллектуальные системы в производстве.
2014. № 1 (23). С. 31 – 41.
8.
Кузнецов А.С., Лукин Е.В., Санников А.М., Савельева Т.В. Проблемы и методы проектирования
современных спироидных редукторов трубопроводной арматуры // Интеллектуальные системы в производстве.
2014. № 1 (23). С. 47 – 52.
9.
Кузнецов А.С. Лукин Е.В. К вопросу оптимизационного проектирования спироидных редукторов
трубопроводной арматуры // Интеллектуальные системы в производстве. 2011. № 2 (18). С. 121 – 125.
10.
Пешехонов К.Ю., Тарапанов А.С. Особенности математического моделирования процесса
нарезания зубьев спироидных колес // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2016.
№ 6 (320). С. 77 – 81.