

Механики XXI веку. №16 2017 г.
118
Число активных зубьев фрезы на одном витке:
z
r
h r
z
a
a
0
0 0
0
arccos
318 ,0
,
(2)
где
z
– число зубьев на одном витке фрезы.
Общее количество активных зубьев фрезы находим по формуле:
0 0
а
z n z
a
,
(3)
Специфика обработки каждой впадины зубьев спироидного колеса отражается зави-
симостью (рис. 4) [10]:
);
cos(
)1 )
5,0( )2,1 tan(
4
(
)
sin( )
cos )
((
B m
h m
wa
orh X
(4)
);
sin( )1 )
5,0( )2,1 tan(
4
(
)
cos(
)
cos )
((
B m
h m
wa
or h Y
;
sin )
(
oS
orh Z
где
X
,
Y
,
Z
– координаты точек режущего лезвия при формировании зубьев спироид-
ного колеса;
Δh
– параметр режущей кромки;
r
o
– величина смещения координат центра чер-
вячной фрезы;
φ
– угол поворота фрезы относительно оси
Z
; (0,5·
m·φ
) – винтовой параметр;
ψ
– угол делительного движения между червячной фрезой и зубчатым колесом; tan(
α
1,2
) – угол
наклона левой и правой кромки зуба фрезы;
m
– модуль зацепления;
a
w
– межосевое расстоя-
ние;
B
1
– удаление торца червячной фрезы от межосевой осевой линии;
S
o
– осевая подача.
Рис. 4. Взаимное перемещение фрезы и обрабатываемого колеса
а) б) в)
Рис. 5. Исследование вариантов нагружения режущих лезвий червячной фрезы при формировании впадины
спироидного колеса в плоскости XZ: а) схема резания при обкате; б) схема резания при врезании с подачей
S
o
;
в) схема резания при совмещении обката и врезания с подачей
S
o