Previous Page  8 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №16 2017 г.

8

черновой, рутинной, которую мы выполняли. Скажу только за себя – после очередного поручения, я

набрался смелости и сказал: «Меер Борисович, почему всё я да я должен делать подобную работу?»,

а он мне в ответ: «А кто?» Я: "Ну, хотя бы Лёша Никитин". После чего Гордон долго ворчал и гово-

рил: "Это же надо, я в коем-то веке придумал что-то важное, а он (т.е. я), решил всё испортить". И на

самом деле получалось, что я во всем виноват. Сколько дальше помню, я уже ни от чего больше не

отказывался, а шёл и делал. Это было и дешевле, и приятнее.

Так, по мере постановки задач и их решения, на кафедре появлялись новые люди. Кафедра

расширялась, набирала силу. Было время, когда на кафедре одновременно работали более 40 человек.

Примерно половина из них – ППС, остальные - УВП, работники НИС и отраслевой лаборатории

проблем СОЖ, обрабатываемости и качества (ОНИЛОК – отраслевая научно-исследовательская ла-

боратория обрабатываемости и качества). Заказчик – Министерство тракторного и сельскохозяйст-

венного машиностроения. Работы хватало всем! Когда появился достаточный научный задел, сфор-

мировалось и наше научное направление – по технологии прогрессивных методов затачивания ре-

жущих инструментов [5, 7]. В этом направлении выполнялись хоздоговорные НИР, а потом состоя-

лись защиты. В 1980 году в диссертационном совете В.Ф. Боброва при Тульском политехническом

институте защитилась Н.Р. Лосева (по затачиванию быстрорежущих инструментов), которая впо-

следствии стала прекрасным преподавателем, а также моим учителем, наставником и другом нашей

семьи. А в 1984 году в диссертационном совете М.И. Клушина при Горьковском политехническом

институте по затачиванию твердосплавных инструментов защитился и я, к тому времени у меня в

семье родился второй сын – Серёжа. Следует также сказать, что хоздоговорные НИР мы выполняли,

чуть ли не по всему Советскому Союзу. Мне, по молодости, кроме предприятий города Чебоксары,

нравились договора с Ташкентом (НПО «Технолог») и Павлодаром (Павлодарский тракторный за-

вод). Поскольку тогда мы успевали сделать и внедрения научных результатов, и посетить памятные

места тех регионов, где находились, успевали съездить на экскурсии в Бухару, Самарканд, посетить

окрестности Ташкента…

Про лекции М.Б. Гордона надо сказать отдельно. Как он их читал студентам! Мне они не про-

сто нравились, я был в восторге от того, что слушать их было интересно! Его не торопливое изложе-

ние лекций позволяло их полностью законспектировать. Он выдавал каждую фразу, предложение,

как будто это настолько важно, что жить без этого нельзя. И СОЖ для него было лекарством для ме-

ханообработки. Поскольку он так считал, и все с этим утверждением соглашались, что процесс реза-

ния больной и лекарством для него должна быть СОЖ, но для каждой технологической операции она

должна быть своя, как для больного: заболел одним заболеванием, возьми такое лекарство, другую,

же болезнь нужно лечить другим лекарством. Однако он не забывал и об унификации СОЖ.

Унификация – в переводе с греческого языка "приведение к единообразию". Я хочу сказать,

что и тогда уже решалась задача сокращения количества наименований технологических сред и по-

иск универсальных для многих технологических операций, сведения их количества к 3-4 наименова-

ниям для машиностроительного производства. Это особенно важно при централизованной раздачи

СОЖ на предприятии. Но меня куда-то понесло, к профессиональному решению задач по созданию и

использованию СОЖ.

Вернёмся к лекциям. Готовя данную статью, я наткнулся в интернете, на высказывание одно-

го из бывших студентов М.Б. Гордона, может, мы когда-то вместе сидели в одной аудитории, слушая

заворожительные лекции этого профессионала.

Вот его высказывания: "Старая, избитая и испитая истина, студент – не емкость для наполне-

ния его знаниями, а потенциальное горючее для воспламенения его любопытства и стремления до-

быть эти знания. И, увы, в своей жизни, немногих встретившихся на моем пути преподавателей, я мог

бы считать по-настоящему пассионарными! Один из них был, увы, уже давно умерший, но хорошо

запомнившийся выпускникам тех лет, Меер Борисович Гордон! Вот это были лекции по «Технологии

машиностроения»! Гимн железкам, иначе не назвать! Интересно было безумно!" [8]. Я подписываюсь

под этими словами, полностью согласен!

Сегодня можно утверждать, что большая часть спланированных М.Б. Гордоном задач выпол-

нена, поддержана учеными и продолжена его учениками, выдержала испытания временем и сохрани-

ла свое значение до наших дней.

Александр Сергеевич Янюшкин,

заведующий кафедрой "Технология машиностроения",

доктор технических наук, профессор, академик МАН ВШ.

Ученик М.Б. Гордона.

18.05.2017 год