Современные технологии и автоматизация в машиностроении
13
более благоприятные условия для алмазного инструмента, обеспечить ему условия, при которых аб-
разивные круги работали бы в режиме самозатачивания. Достичь этой цели можно управляя электри-
ческими характеристиками обработки, «подобрав» оптимальные режимы, плотности тока правки и
травления. Практика показывает, что режим устойчивого самозатачивания наиболее полно реализу-
ется в условиях непрерывной, электрохимической правки круга и одновременного травления (анод-
ного растворения) обрабатываемой поверхности и характеризуется постоянством радиальной состав-
ляющей силы и мощности резания. В качестве научного и производственного результата мы получа-
ем преимущество комбинированной обработки перед простыми методами электроалмазного шлифо-
вания по важнейшим параметрам: величине дефектного слоя и качеству изготавливаемых изделий;
удельному расходу алмазов и режущей способности. Поэтому авторы рекомендуют использовать
данную технологию в различных отраслях промышленности для шлифования и затачивания самых
разнообразных инструментов: резцов, фрез, зенкеров, свёрл, ответственных изделий машиностроения
и т.д. При этом требуется несложная модернизация оборудования, которая осуществима практически
на всех видах заточных и шлифовальных станков, а также создание нового вида оборудования с бо-
лее широкими технологическими возможностями.
Новизна научного исследования:
Позволяет решать принципиально новые задачи с учётом:
- теоретических основ контактного взаимодействия инструментального и обрабатываемого материа-
лов, причин засаливания алмазных кругов на металлической связке; - научного обоснования критери-
ев оценки режима и условий самозатачивания, обеспечивающих постоянство режущей способности и
минимального расхода алмазных кругов; - метода количественного определения энергии адгезионно-
диффузионного взаимодействия контактирующих материалов, доказательстве механо-физико-
химической природы процесса засаливания, разработанных рекомендаций по устранению этого нега-
тивного явления. Усовершенствование известных результатов: - предложенной классификацией де-
фектов при электроалмазной обработке высокопрочных наноструктурных материалов, установлени-
ем их связи со стойкостью инструмента, определением уровней механических и электрических пара-
метров обработки, гарантирующих высокое качество изделий машиностроения. Открывает новые
направления развития исследований в науке и технике: - в разработке способа и устройства управле-
ния процессом комбинированного электроалмазного шлифования, позволяющих автоматически под-
держивать заданные условия в зоне резания, значительно повысить качество обработанной поверхно-
сти и производительность шлифовальной операции. Получен принципиально новый результат: - с
учётом математических моделей технологического процесса комбинированного электроалмазного
шлифования, позволяющих определить значения электрических параметров плотности тока правки
круга и плотности тока травления, учитывающих изменения условий обработки, при которых дости-
гается наилучшее качество обработанной поверхности; - с применением эмпирических зависимостей
шероховатости обработанной поверхности, глубины дефектного слоя, удельного съема металла,
удельного расхода круга, эффективной мощности и радиальной составляющей силы резания от ре-
жимов обработки при комбинированном электроалмазном шлифовании, на основе которых опреде-
ляются рациональные режимы шлифования.
Ожидаемые результаты исследования заключаются:
– в новых научных знаниях о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в иссле-
дуемой области, позволят прогнозировать и получать качественные показатели обработанной по-
верхности и обоснованно назначать режимы работы оборудования при комбинированном электроал-
мазном шлифовании;
– открытиях новых явлений и закономерностей, разработанных и предложенных промышлен-
ности в рамках технологии обработки изделий из высокопрочных композиционных и наноупрочнен-
ных материалов, включающих различные варианты модернизации и разработку нового оборудования
(электрические схемы и источники технологического тока), что позволит вывести отдельные отрасли
машиностроения на мировой уровень;
– теоретическом и методологическом обосновании принципов, путей создания и реализации в
области промышленного использования эффективного комбинированного метода электроалмазной
обработки высокопрочных композиционных и наноструктурных материалов, обеспечивающих их
высокое качество и эксплуатационные характеристики при минимальных энергетических затратах.
Полученные результаты окажут влияние на развитие новых научно-технических и технологи-
ческих направлений, разработку новых технических решений, последующие НИР и ОКР, увеличение
выпуска новых изделий в машиностроении, изготовленных их высокопрочных и наноструктурных
материалов. Разработка рекомендаций и предложений по использованию результатов в выполняемых