Механики XXI веку. №16 2017 г.
6
бегать М.Б. Гордона стало просто невозможно: он сформулировал мне тему дипломной работы, обра-
тите внимание – научной работы, с перспективой выхода кандидатской, а затем и докторской диссер-
тации. Забегая вперед, скажу, план моей докторской диссертации мы сформулировали так, что вот
уже спустя почти 40 лет я её не раскрыл до сих пор, хотя у меня самого подготовлено уже с десяток
кандидатов и докторов наук, и эта работа интенсивно продолжается. Теперь судите сами, дорогие
читатели, что это был за человек и какой он был учёный. Я только сейчас начинаю понимать, что
М.Б. Гордон вначале создал себя, сам себя выучил и передал многие знания другим, особенно своим
ученикам. Только сейчас понимаю, что он учил нас жизни, а уже потом вводил в мир науки. Я и сей-
час стараюсь в этом подражать ему. Многие коллеги признаются мне, какие у меня хорошие ученики,
а ответ простой: учите первоначально жизни, а уж потом профессии, проверьте – получится! Я лично
горжусь своими учениками и надеюсь, они также поймут и оценят, что я для них сделал. Горжусь
тем, что являюсь учеником выдающегося ученого М.Б. Гордона, который в невероятных (практиче-
ски невозможных) условиях создал кафедру, научную школу, подготовил более 10 кандидатов техни-
ческих наук, часть из которых стали докторами наук. Я сегодня говорю ему спасибо и благодарю за
всё, что он сделал для меня и моей семьи [4, 5].
Вспоминаются отдельные памятные эпизоды нашей работы. Я уже говорил, что пришёл в
университет из завода. Вот эпизод. Для создания какой-то конструкции нам нужна была титановая
труба, диаметром 100 мм и длиной более 1000 мм, её нужно было проточить по наружному диаметру
с минимальной шероховатостью. На то время титан был дефицитом, удалось достать только одну та-
кую трубу. И что вы думаете – поручено было выполнить эту работу мне. Вот тут то и началось. Я её
начинаю точить, а идут вибрации. Чего только я не делал (менял резцы, режимы, скорость, подачу,
глубину резания, углы заточки, СОЖ…) ничего не получалось - вот тебе и токарь с 5-м разрядом. Та-
ким образом, я провозился день, не имея результата. И не заметил, что через витраж со второго этажа
за мной наблюдает М.Б. Гордон! К концу рабочего дня он ко мне спустился и дал совет: "А ты в тру-
бу засунь камеру от автомобиля". Я в то время обиделся, бросил работу, счёл, что он надо мной по-
смеялся, и ушёл домой. Ночь не спал, думал. Гордыню как рукой сняло. А наутро подумал: а что я
теряю? Всё равно ничего не получается! Принёс со свалки камеру, забил её в трубу. И, о чудо – полу-
чилось! Попробуйте! Этот случай я привел не случайно, а чтобы показать, кто же был М.Б. Гордон с
профессиональной точки зрения. Я тогда не переставал удивляться: и откуда у него такие познания?
Дело в том, что М.Б. Гордон начал свой трудовой путь, так же как и я, учеником токаря, в со-
вершенстве овладев этим ремеслом. И, конечно, хорошо был знаком с вибрациями при резании ме-
таллов, т.к. в 50-е годы прошлого столетия, когда ему много приходилось стоять за станком, можно
характеризовать металлорежущее оборудование с недостаточной жесткостью и заменой быстроре-
жущего инструмента на твердосплавный, а переход на "скоростное" резание резко обнажил эти не-
достатки. Сыграла свою роль большая практика рабочего и учёного одновременно, что и сочетал в
себе этот замечательный человек.
Другой пример связан с написанием статей и описанием экспериментальных данных. Как
правило, эту работу мы начинали с чистого листа. Просто садились за стол и писали научный труд.
Меня всегда поражало, как ловко и грамотно у него это получается. Я как-то сказал, что никогда это-
му не научусь. На что Меер Борисович спокойно ответил: "Придет время, научишься". И это правда –
нужно только этого хотеть. Впоследствии, я узнал, что М.Б. Гордон почти до 13 лет не знал русского
языка и изучал его самостоятельно, осваивая также грамматику и письменность. Сколько помню, он
никогда не делал ошибок в русском языке. А я, русский человек, до сих пор сомневаюсь, как напи-
сать отдельные слова, где нужны запятые, а где нет. Кстати, у меня много знакомых, учёных другой
национальности, которые в совершенстве знают русский язык, а русские – нет. И у меня до сих пор
нет ответа на этот вопрос. Может, что-то со школьным образованием не так? Или пренебрежитель-
ным отношением к русскому языку? Может, считаем, что мы и так русские и нам не надо изучать его
досконально. Короче, ответа нет!
Следует отметить и весьма любопытные детали истории, как я использовал "разрезной резец
Гордона", его детище, первое открытие и первая его конструкция, без которой невозможно выпол-
нить научные исследования трения и длины контакта стружки с передней поверхностью резца. Это
одно из первых его изобретений, конструкцией этого прибора, учёные резальщики пользуются до сих
пор
(Авторское свидетельство № 88039. Бюллетень изобретений, № 1, 1951 год)
. Я знал, как он до-
рожит этим прибором, тем не менее, решился на его использование при измерении радиальной со-
ставляющей силы резания при шлифовании (затачивании твердосплавных инструментов). К чему я
клоню? К тому, что переделал его подвижную часть, усилил его чувствительность, переклеил тензо-
датчики, поскольку силы резания при шлифовании (затачивании) на порядок меньше, чем при реза-