Механики XXI веку. №16 2017 г.
4
Воспоминания, посвящаются памяти М.Б. Гордона,
становлению и развитию
кафедры "Технология машиностроения" в ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Янюшкин А.С.
Братский государственный университет, ул. Макаренко, 40, Братск, Россия
Yanyushkin@brstu.ruКлючевые слова:
основание кафедры,
научная школа, история развития, направления ис-
следований, результаты, эпизоды жизни, публикации, перспектива
В статье представлена информация о жизни и деятельности видного ученого, профессора
М.Б. Гордона. Отмечены отдельные этапы его жизненного пути, основания и развития кафедры
"Технология машиностроения" в ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Отмечены научные направления исследова-
ний, разработанные М.Б. Гордоном. Отражена практическая значимость выполненных исследова-
ний для науки и производства. Теоретические исследования базируются на основных положениях
теории резания металлов и механообработки, технологии создания нового класса синтетических
смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), техники применения СОЖ в распыленном состоянии,
разработке способов и устройств управления процессом комбинированной обработки высокопроч-
ных и труднообрабатываемых материалов, гарантирующих высокое качество изделий. Теории и
практики исследования микроконтактных процессов при резании, шлифовании и затачивании, от-
крытиях М.Б.Гордона, сделанных во второй половине прошлого века. Отзывы и оценка трудовой
деятельности его учеников.
В 1968 году в 16-летнем возрасте я окончил школу. Поскольку в нашей семье 5 детей, а я
старший, то мне было легко определиться по жизни. Вывод напрашивался сам по себе: нужно рабо-
тать. Но хотелось и учиться! В том году на базе машиностроительного факультета ЧГУ им.
И.Н.Ульянова была создана кафедра технологии машиностроения, организатором которой и её пер-
вым заведующим стал М.Б. Гордон, приглашённый из г. Иванова. Первым ректором ЧГУ им. И.Н.
Ульянова был М.Ф. Сайкин. У М.Б. Гордона и С.Ф. Сайкина сложились хорошие отношения, и это
являлось, хорошим залогом для развития кафедры [1, 2, 3].
В этом же 1968 году я начал трудовую деятельность в качестве ученика токаря на Химпроме,
находящимся рядом со строящимся молодым Новочебоксарском, городом спутником. Одновременно,
в числе первого набора на машиностроительном факультете, избрал только что открытую специаль-
ность 0501- «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» по вечерней
форме обучения. Так началась моя взрослая жизнь: к 7-00 - на работу, после неё, к 18-00 - на учебу. В
то время добираться из Новочебоксарска до Чебоксар, тем более в северо-западный район (СЗР), бы-
ло не так просто. С Химпрома троллейбусом нужно было добраться до Новочебоксарска, умудриться
«втиснуться» на 101-й маршрут автобуса, который ходил только до "Энергозапчасти" (конечная ос-
тановка), далее пересаживаться снова на троллейбус до машиностроительного факультета (остановка
либо "Афанасьева» или «Студгородок"). Надо сказать, что занятий я не пропускал никогда, на первых
курсах они проходили в основном в главном корпусе и корпусе химфака. Со 2-го курса, в мае, не ус-
пев сдать весеннюю сессию, меня призывают в Советскую армию. Хотя отец всегда говорил, что «за
вас за всех уже армию отслужил (отец, Сергей Ильич, в 1942-м в 16-лет попал на фронт, а после По-
беды такие ребята, как он, оставшиеся в живых, служили срочную службу четыре года - поэтому до-
мой он вернулся только в 1950 году, а в 1951году, в аккурат в его день рождения, родился и я).
Отслужив положенный срок, я вернулся домой, в мае 1972 года, восстановился на 2-й курс и
начал работу на прежнем месте. По сути, приходилось работать и токарем, и фрезеровщиком, и шли-
фовщиком, и даже стропальщиком. Желая наверстать упущенное время, я решил самостоятельно (не
официально) учиться на 3-м курсе, одновременно досдавая долги за 2-й курс.
В 1972 году, мне посчастливилось, впервые встретиться с моим будущим учителем, наставни-
ком, другом. В числе других дисциплин, мне нужно было досдавать, "Взаимозаменяемость". Помню,
что я достойно отвечал на все вопросы Меера Борисовича, и он собирался поставить либо 4 или 5, как
вдруг, уже держа зачётку в руках, спросил про
единицу допуска. Простейший вопрос, но я растерял-
ся, и он мне вкатил в зачётку плохую оценку. В последствии, на одном из собраний, когда я был уже
кандидат технических наук, он утверждал, что мне было учиться легко, и я был, чуть ли не отлични-