Previous Page  4 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №16 2017 г.

4

Воспоминания, посвящаются памяти М.Б. Гордона,

становлению и развитию

кафедры "Технология машиностроения" в ЧГУ им. И.Н. Ульянова

Янюшкин А.С.

Братский государственный университет, ул. Макаренко, 40, Братск, Россия

Yanyushkin@brstu.ru

Ключевые слова:

основание кафедры,

научная школа, история развития, направления ис-

следований, результаты, эпизоды жизни, публикации, перспектива

В статье представлена информация о жизни и деятельности видного ученого, профессора

М.Б. Гордона. Отмечены отдельные этапы его жизненного пути, основания и развития кафедры

"Технология машиностроения" в ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Отмечены научные направления исследова-

ний, разработанные М.Б. Гордоном. Отражена практическая значимость выполненных исследова-

ний для науки и производства. Теоретические исследования базируются на основных положениях

теории резания металлов и механообработки, технологии создания нового класса синтетических

смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), техники применения СОЖ в распыленном состоянии,

разработке способов и устройств управления процессом комбинированной обработки высокопроч-

ных и труднообрабатываемых материалов, гарантирующих высокое качество изделий. Теории и

практики исследования микроконтактных процессов при резании, шлифовании и затачивании, от-

крытиях М.Б.Гордона, сделанных во второй половине прошлого века. Отзывы и оценка трудовой

деятельности его учеников.

В 1968 году в 16-летнем возрасте я окончил школу. Поскольку в нашей семье 5 детей, а я

старший, то мне было легко определиться по жизни. Вывод напрашивался сам по себе: нужно рабо-

тать. Но хотелось и учиться! В том году на базе машиностроительного факультета ЧГУ им.

И.Н.Ульянова была создана кафедра технологии машиностроения, организатором которой и её пер-

вым заведующим стал М.Б. Гордон, приглашённый из г. Иванова. Первым ректором ЧГУ им. И.Н.

Ульянова был М.Ф. Сайкин. У М.Б. Гордона и С.Ф. Сайкина сложились хорошие отношения, и это

являлось, хорошим залогом для развития кафедры [1, 2, 3].

В этом же 1968 году я начал трудовую деятельность в качестве ученика токаря на Химпроме,

находящимся рядом со строящимся молодым Новочебоксарском, городом спутником. Одновременно,

в числе первого набора на машиностроительном факультете, избрал только что открытую специаль-

ность 0501- «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» по вечерней

форме обучения. Так началась моя взрослая жизнь: к 7-00 - на работу, после неё, к 18-00 - на учебу. В

то время добираться из Новочебоксарска до Чебоксар, тем более в северо-западный район (СЗР), бы-

ло не так просто. С Химпрома троллейбусом нужно было добраться до Новочебоксарска, умудриться

«втиснуться» на 101-й маршрут автобуса, который ходил только до "Энергозапчасти" (конечная ос-

тановка), далее пересаживаться снова на троллейбус до машиностроительного факультета (остановка

либо "Афанасьева» или «Студгородок"). Надо сказать, что занятий я не пропускал никогда, на первых

курсах они проходили в основном в главном корпусе и корпусе химфака. Со 2-го курса, в мае, не ус-

пев сдать весеннюю сессию, меня призывают в Советскую армию. Хотя отец всегда говорил, что «за

вас за всех уже армию отслужил (отец, Сергей Ильич, в 1942-м в 16-лет попал на фронт, а после По-

беды такие ребята, как он, оставшиеся в живых, служили срочную службу четыре года - поэтому до-

мой он вернулся только в 1950 году, а в 1951году, в аккурат в его день рождения, родился и я).

Отслужив положенный срок, я вернулся домой, в мае 1972 года, восстановился на 2-й курс и

начал работу на прежнем месте. По сути, приходилось работать и токарем, и фрезеровщиком, и шли-

фовщиком, и даже стропальщиком. Желая наверстать упущенное время, я решил самостоятельно (не

официально) учиться на 3-м курсе, одновременно досдавая долги за 2-й курс.

В 1972 году, мне посчастливилось, впервые встретиться с моим будущим учителем, наставни-

ком, другом. В числе других дисциплин, мне нужно было досдавать, "Взаимозаменяемость". Помню,

что я достойно отвечал на все вопросы Меера Борисовича, и он собирался поставить либо 4 или 5, как

вдруг, уже держа зачётку в руках, спросил про

единицу допуска. Простейший вопрос, но я растерял-

ся, и он мне вкатил в зачётку плохую оценку. В последствии, на одном из собраний, когда я был уже

кандидат технических наук, он утверждал, что мне было учиться легко, и я был, чуть ли не отлични-