Previous Page  337 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 337 / 397 Next Page
Page Background

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования

337

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

УДК 624.132.3.002.5:621.879

Использование ремонтно-восстановительных составов

для снижения адгезии грунтов к рабочим органам машин

Зеньков С.А.

а

, Минеев Д.А.

b

Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия

a mf@brstu.ru, b mineev_67@mail.ru

Ключевые слова:

ремонтно-восстановительный состав, адгезия, рабочий орган машины,

грунт

В данной статье рассматривается вопрос влияния ремонтно-восстановительных составов

на процесс налипания грунтов к рабочим органам землеройных машин. Адгезионные силы можно

снизить путем создания промежуточного слоя на границе раздела фаз системы «поверхность рабо-

чего органа – обрабатываемая среда. Этот слой выполняет функцию экрана для сил межмолекуляр-

ного взаимодействия фаз, обладает малым адгезионым и когезионным взаимодействием и обладает

«смазочным» действием, т.е. обеспечивает возможность относительного перемещения фазовых

рабочих поверхностей. Проведена экспериментальная работа в соответствии с математической

теорией планирования экспериментов (план Бокса-3). После обработки эксперимента были получе-

ны графические зависимости усилия сдвига с поверхности без ремонтно-восстановительных соста-

вов и с использованием ремонтно-восстановительных составов. Проведенные эксперименты показа-

ли, что при нанесении РВС наблюдается снижение адгезии грунта к металлической поверхности

рабочего органа землеройной машины в среднем на 18 %.

Введение.

Адгезия грунта это явление возникновения связей, обусловленное межмо-

лекулярным взаимодействием. Она проявляется как в виде сил смерзания при минусовой

температуре и в виде сил прилипания при плюсовой температуре. Адгезионные силы можно

снизить путем создания промежуточного слоя на границе раздела фаз системы «поверхность

рабочего органа – обрабатываемая среда. Этот слой выполняет функцию экрана для сил

межмолекулярного взаимодействия фаз, обладает малым адгезионым и когезионным взаи-

модействием и обладает «смазочным» действием, т.е. обеспечивает возможность относи-

тельного перемещения фазовых рабочих поверхностей [1-18]. Одним из эффективных пред-

ставителей для выполнения функции разделителя фаз – создателя промежуточного слоя яв-

ляются ремонтно-восстановительные составы (РВС) [9,11].

Постановка задачи.

Рассмотреть РВС в качестве профилактического метода для об-

разования промежуточного слоя на границе взаимодействия металлической поверхности ра-

бочего органа землеройной машины с разрабатываемым грунтом с целью снижения адгезии

грунта.

Метод решения задачи.

РВС – это многокомпонентные тонкодисперсные смеси мине-

ралов и специальных добавок. В большом разнообразии технологических свойств минералов

хуже всего изучены их триботехнические характеристики. Поэтому в настоящее время огра-

ничено их применение для решения задач в области смазочных способностей. Гео-

активаторы РВС используются для повышения физико-механических способностей работы

узлов трения при различных сочетаниях материалов взаимодействующих поверхностей. В

силу своей уникальности, гео-активаторы РВС обладают способностью значительно умень-

шить влияние ведущих факторов, влияющих на износ механизмов. Механизм возникновения

антифрикционного защитного слоя можно охарактеризовать следующей последовательно-

стью этапов: суперфинишная операция, очистка микрорельефа, плотная нагартовка частиц