

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
337
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ
МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
УДК 624.132.3.002.5:621.879
Использование ремонтно-восстановительных составов
для снижения адгезии грунтов к рабочим органам машин
Зеньков С.А.
а
, Минеев Д.А.
b
Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия
a mf@brstu.ru, b mineev_67@mail.ruКлючевые слова:
ремонтно-восстановительный состав, адгезия, рабочий орган машины,
грунт
В данной статье рассматривается вопрос влияния ремонтно-восстановительных составов
на процесс налипания грунтов к рабочим органам землеройных машин. Адгезионные силы можно
снизить путем создания промежуточного слоя на границе раздела фаз системы «поверхность рабо-
чего органа – обрабатываемая среда. Этот слой выполняет функцию экрана для сил межмолекуляр-
ного взаимодействия фаз, обладает малым адгезионым и когезионным взаимодействием и обладает
«смазочным» действием, т.е. обеспечивает возможность относительного перемещения фазовых
рабочих поверхностей. Проведена экспериментальная работа в соответствии с математической
теорией планирования экспериментов (план Бокса-3). После обработки эксперимента были получе-
ны графические зависимости усилия сдвига с поверхности без ремонтно-восстановительных соста-
вов и с использованием ремонтно-восстановительных составов. Проведенные эксперименты показа-
ли, что при нанесении РВС наблюдается снижение адгезии грунта к металлической поверхности
рабочего органа землеройной машины в среднем на 18 %.
Введение.
Адгезия грунта это явление возникновения связей, обусловленное межмо-
лекулярным взаимодействием. Она проявляется как в виде сил смерзания при минусовой
температуре и в виде сил прилипания при плюсовой температуре. Адгезионные силы можно
снизить путем создания промежуточного слоя на границе раздела фаз системы «поверхность
рабочего органа – обрабатываемая среда. Этот слой выполняет функцию экрана для сил
межмолекулярного взаимодействия фаз, обладает малым адгезионым и когезионным взаи-
модействием и обладает «смазочным» действием, т.е. обеспечивает возможность относи-
тельного перемещения фазовых рабочих поверхностей [1-18]. Одним из эффективных пред-
ставителей для выполнения функции разделителя фаз – создателя промежуточного слоя яв-
ляются ремонтно-восстановительные составы (РВС) [9,11].
Постановка задачи.
Рассмотреть РВС в качестве профилактического метода для об-
разования промежуточного слоя на границе взаимодействия металлической поверхности ра-
бочего органа землеройной машины с разрабатываемым грунтом с целью снижения адгезии
грунта.
Метод решения задачи.
РВС – это многокомпонентные тонкодисперсные смеси мине-
ралов и специальных добавок. В большом разнообразии технологических свойств минералов
хуже всего изучены их триботехнические характеристики. Поэтому в настоящее время огра-
ничено их применение для решения задач в области смазочных способностей. Гео-
активаторы РВС используются для повышения физико-механических способностей работы
узлов трения при различных сочетаниях материалов взаимодействующих поверхностей. В
силу своей уникальности, гео-активаторы РВС обладают способностью значительно умень-
шить влияние ведущих факторов, влияющих на износ механизмов. Механизм возникновения
антифрикционного защитного слоя можно охарактеризовать следующей последовательно-
стью этапов: суперфинишная операция, очистка микрорельефа, плотная нагартовка частиц