Previous Page  279 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 279 / 397 Next Page
Page Background

Материаловедение, динамика и прочность машин и механизмов

279

зовых образцах выдерживают нагрев до

5 280

°С без видимых изменений в виде отслое-

ний, дефектов и трещин.

Полимерное защитное покрытие, сформированное на сопряженных деталях, изменяет

механизм трения, повышая их ресурс за счет того, что в процессе трения сначала будет из-

нашиваться покрытие, а затем основной металл. На рис. 3 показаны продукты изнашивания

полимерного покрытия, полученные из осадка на дне картера двигателя.

Продукты изнашивания представляют собой в основном скатанные тонкие удлинен-

ные частицы, полученные в зазоре сопряжений до их выхода из зоны трения. Диаметр час-

тиц составляет доли микрометра, а длина – не более 2 мкм. Небольшое количество частиц с

большой длиной наблюдается в порах масляных фильтров. Они не вносят значительных из-

менений в работу фильтров. Отсутствие сферических частиц первоначальных размеров сви-

детельствует о полной их трансформации в тонкослойные покрытия.

Выводы:

В статье представлены основные этапы трансформации тефлонсодержащих

частиц в зоне трения. Смазочные жидкости при этом выполняют роль поставщика полимер-

ных частиц в зону сопряжений.

Следует отметить, что продукты изнашивания при работе двигателя совместно с мас-

лом продолжают циркулировать в смазочной системе двигателя и могут участвовать в фор-

мировании покрытий. В случае вторичного когезионного закрепления частиц на полимерном

покрытии можно говорить о процессах самоорганизации трибосистемы, т. е. многократного

нанесения–истирания–восстановления покрытий.

Литература:

1.

Исхакова Е.П. Использование антифрикционных препаратов в промышленности // Вестник машиностроения.

2008. № 12. С. 30–34.

2.

Раднатаров В.Ц., Рогов В.Е., Бохоева Л.А., Лобанов Д.В Исследование работы двигателя легкового

автомобиля при применении антифрикционной добавки // Системы. Методы. Технологии. 2014. № 4. С. 38–42.

3.

Radnatarov V.G., Bokhoeva L.A., Rogov V.E. Influence of “Forum” antifrictional additive on engine wear in light

vehicles // Russian Engineering Research. 2015. V. 35. № 6. P. 407–410.

4.

Балабанов В.И., Бешлемышев В.И., Махонин И.И. Трение, износ, смазка и самоорганизация в машинах. М.:

Изумруд, 2004. 192 с.

5.

Захаров П.С., Митичук В.Д., Митин П.В., Максимов Б.Н. Экструзионные пленки из фторполимеров //

Фторные заметки. 2012. № 6 (85). С. 3–4.

6.

Rogov V.E., Bokhoeva L.A., Radnatarov

V.Ts

. Reducing the wear of motor components by polymer additions //

Russian Engineering Research. 2017. V. 37. № 1. P. 32–34.

Transformation of teflon-containing particles when used in an

automobile engine

Rogov V.E

1,a

, Bochektueva E.B.

2,b

, Pnyova M.A.

3,c

1

Baikal Institute of Nature Management, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 6 Sakhi-

yanova st., Ulan-Ude, 670047, Russian Federation

2

East Siberia State University of Technology and Management, bldg. 1 40v Klyuchevskaya st., Ulan-Ude,

670013, Russian Federation

3

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov st., Irkutsk, 664074, Russian Federation

a

rogov54v@mail.ru

,

b

bochektueva.e@yandex.ru

,

c mashapneva1997@gmail.com

Keywords

:

teflon-containing particles, engine, friction, coating, wear particles

In this paper, some aspects of the transformation of teflon-containing particles are considered when used

in an automobile engine. Lubricating fluids act as a supplier of particles to the contact zone. In the process of

engine operation, thin-layer polymer coatings are formed on the contact surfaces, smoothing the uneven surfaces

and reducing wear. These coatings are firmly bonded to the metal base and can withstand heating to high tem-

peratures without the occurrence of defects. The result of the use of coatings is an increase in the life of the con-

tacting parts, since the coating wears out before the metal base. The polymeric coating created on the interfaced

details changes the friction mechanism, raising their resource because in the course of friction the coating will

wear out first and the main metal second. Wear products are elongated particles with dimensions not exceeding

several micrometers. These particles continue to circulate in the lubrication system and can be fixed to surfaces

again, forming new coatings. Thus, the process of coating formation becomes self-sustaining.